Театроведы подчеркивают, что именно Курбас был основателем политического и философского театра в Украине. А его сотрудничество с драматургом Николаем Кулишом и художником Вадимом Меллером стало пиком создания именно такого театра.
Трагический финал Леся Курбаса - известен: в 1933 году его освободили от руководства театром "Березиль" в Харькове, обвинили в национализме, "ложности" репертуарной политики. Впоследствии его осудили, выслали на строительство Беломорско-Балтийского канала, а 3 ноября 1937 года гениального украинского режиссера расстреляли в урочище Сандармох.
Проект "Курбас: новые миры" - это попытка пристальнее всмотреться в трагедии его времени, в творческие миры режиссера. Он состоит из двух частей: первая посвящена экспериментальному творчеству Леся Курбаса и Художественного объединения "Березиль" в Киеве в 1922-1926 годах, а во второй части речь идет о спектаклях, созданных в Харьковском государственном театре "Березиль", где Курбас работал в 1926-1933 годах.
Эстрадный спектакль-ревю театра "Березиль" "Алло на волне 477!" был представлен зрителям в начале января 1929-го. Он показывает Харьков в контексте тогдашних новейших европейских трендов: это первое джаз-ревю в Украине.
В то время на волне 477м. появлялись популярные передачи харьковского радио. И это обусловило название ревю. Эстрадный спектакль предусматривал три действия. Первое называлось "Галопом по Харькову", где были диалоги харьковских студентов Леща и Свинки, а также другие сцены. Действие второе переносило в "Америку", а хозяином третьего действия был Остап Вишня.
Театроведы отмечают, что такой эстрадный спектакль объединял сценки, миниатюры на злободневные темы, а также цирковые номера, пантомиму, танцы. Композитор Юлий Мейтус, автор многих стихов - Майк Йогансен. Режиссеры - Борис Балабан, Леонтий Дубовик, Владимир Скляренко. А, собственно, руководителем такого проекта и был Лесь Курбас. Колоритные роли харьковских студентов Леща и Свинки исполняли непревзойденные Иосиф Гирняк и Марьян Крушельницкий.
Выставка в "Арсенале" даст возможность хотя бы частично почувствовать атмосферу "ревю" в довольно жестокую эпоху конца 20-х годов ХХ века.
Подробнее о событии читайте в статье Дмитрия Левицкого в ближайшем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".