В рамках фестиваля Bouquet Kyiv Stage открылась выставка «Катарсис», которая объединяет барочные скульптуры Иоганна-Георгия Пинзеля, его ученика Франциска Олендзкого и работы современного художника Александра Животкова.
Выставка «Катарсис», которой 11 августа открылась в галерее «Хлебная» в пространстве «Софии Киевской» проходит в рамках четвертого фестиваля высокого искусства Bouquet Kyiv Stage. Тема фестиваля, который пройдет с 27 августа по 2 сентября, - «Мы. Между прошлым и будущим ». Все его действия так или иначе будут связаны с темой проживания времени и осознанием себя «здесь и сейчас».
Несмотря на то, что выставка открылась раньше - как предчувствие фестиваля, - она является основным визуальным акцентом нынешнего Bouquet Kyiv Stage и настраивает зрителей на особый диалог между прошлым и будущим. Непрерывный путь от ученика к учителю и от учителя к ученику. Диалог между мастерами, который продолжается сквозь века.
«В этом выставочном проекте представлены скульптуры мастеров пизньобарокового искусства второй половины XVIII столетия Иоганна-Георгия Пинзеля, его ученика Франциска Олендзкого и работы современного украинского художника Александра Животкова. Работы этих авторов разграничены веками, но их объединяет выбор медиума - это экспрессивная резьба по дереву, а также глубокая содержательная эмоциональность », - рассказывает Татьяна Волошина, искусствовед, арт-директор Stedley Art Foundation и куратор выставки Катарсис.
Сначала, рассказывает Татьяна Волошина, планировали совместить в одном пространстве Пинзеля и Животкова. Однако в процессе работы над выставкой решили открыть зрителям новое имя - Франциска Олендзкого, которого считают учеником Пинзеля. Его скульптуры широкий зритель увидит впервые - до сих пор они никогда не экспонировались.
«Нас пригласили в запасники Львовской национальной галереи, и когда мы приехали туда и увидели работы Франциска Олендзкого, то поняли, что они идеально подходят для нашей выставки, - рассказывает Татьяна Волошина. Олендзкий - замечательный пизньобароковий мастер. Его работы - это монументальные фигуры ангелов и аллегорических фигур, которые когда-то были частями алтарной зоны в костелах. Это такая супермонументальная экспрессивная пластика. Сдержанные, изысканные работы, которые поражают ».
На выставке будут представлены скульптуры из музея Пинзеля во Львове - «Святая Анна» и «Голова ангела». Франциска Олендзкого - аллегорическая фигура с ребенком и две фигуры ангелов. И работы Александра Животкова последних лет, в частности с проекта «Киев 2014», посвященного событиям на Майдане.
«А еще будет большая инсталляция« Древо Жизни »Животкова, его работы из серии« Врата »и серии, посвященной текстам из« Книги Экклезиаста ». Будет «Оранта», которую художник создал в самом начале локдауна. И нам кажется, это очень будет интересно трактовки. Это будет определенный оммаж к пространству «Софии Киевской» и диалог между ее Орантой и Орантой Животкова. Мы приблизим их друг к другу », - рассказывает куратор выставки.
Все работы очень тяжелые и большие - около 2,5 метра. На фоне белых стен «Хлебные» скульптуры теплого охристого оттенка создавать впечатление сакрального пространства и наполнять его спокойным торжественным настроением.
В своем кураторском тексте к выставке Татьяна Волошина объясняет, что среди трактовок катарсиса можно выделить катарсис пафоса и катарсис рефлексии.
В первом случае катарсис - это момент эмоциональной кульминации, это почти состояние аффекта. Именно в такой момент крайнего эмоционального напряжения изображены фигуры Иоганна-Георгия Пинзеля и Франциска Олендзкого. Эти скульптурные произведения имели пробуждать у прихожан костелов эмпатичное сочувствие христианским святым.
По катарсисом пафоса следует катарсис рефлексий - очищение души от страстей и связанных с ними страданий, а затем и достижения морального равновесия и покоя. Это уже - о работах Животкова, сквозь которые просматривается весь сложный и насыщенный жизненный путь человека, а не моменты эмоциональных экстремумов.
«Для тех, кто путешествовал и видел итальянское барочное искусство, будет интересно посмотреть на черты, характерные для нашей школы барокко, для скульптур Пинзеля и Олендзкого - трактовка формы, пластики, эти черты лиц, - говорит Татьяна Волошина.
Искусство Животкова - не фигуративное. Это будет очень интересное сочетание именно такой пропасти между видением искусства 17 столетия и современного ».
Кроме того, нынешний Bouquet Kyiv Stage 27 августа откроет масштабное синтетическое действо «Пинзель - Животков. Соединены музыкой »в исполнении детского хора« Щедрик »и Антона Дегтярева, музыкантов электронного дуэта Ptakh_Jung.
Во время выступления музыкантов на большом LED-экране зрители увидят проекции работ по дереву Иоганна-Георга Пинзеля и Александра Животкова и то, как меняется их восприятие под влиянием музыки.
Организаторы выставки «Катарсис» - Дом «Мастер Класс», Stedley Art Foundation, Национальный заповедник «София Киевская» и Львовская Национальная галерея.
Выставка будет работать в «Хлебные» с 11 августа 2021-му по 5 февраля в 2022-м. Стоимость билета на выставку - 65 грн полный, 30 грн - льготный.
Во время проведения фестиваля Bouquet Kyiv Stage с 27 августа по 2 сентября стоимость входного билета в Софию Киевскую - 125 грн, льготной 65 грн. Входной цветков предусматривает посещение всех событий фестиваля, включая выставку "Катарсис"