УКРАИНЦЫ НА ОПЕРНОМ ФРОНТЕ: ПРОРЫВ ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ?

9 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 9 января-16 января

Выступления украинских оперных певцов за рубежом давно стали нормой. И выявили нашу способность покорять сердца избалованной и требовательной западной публики...

Выступления украинских оперных певцов за рубежом давно стали нормой. И выявили нашу способность покорять сердца избалованной и требовательной западной публики. Всё более солидным становится реноме украинской вокальной школы на «мировой арене». И нынче, с началом нового сезона мы можем себе позволить подытожить новые завоевания наших соотечественников и слегка заглянуть в их ближайшее будущее.

Но прежде чем живописать неслыханные (по нашим масштабам) достижения украинских оперных певцов за рубежом, позволим себе небольшое уточнение. Дело в том, что сам факт выступлений за границей считался высшим престижем для артиста лишь для нас, обитателей постсоветского социокультурного пространства. На самом деле никто в мире не считал бы героизмом получение зарубежного ангажемента кем-то из своих соотечественников. И, уж конечно, не сокрушался бы как мы, частенько с сожалением восклицая: «Ох, заберет его (ее) Москва (Вена, Варшава и т.д.)!». То есть пора разрушить двойной комплекс, сохраняющий в нас убеждение по поводу того, что отъезд отечественного артиста на длительные зарубежные гастроли является: а) эпохальной победой украинской вокальной школы; б) страшной драмой для отечественного слушателя, теряющего драгоценную возможность часто слышать того или иного артиста в своей стране. Этот комплекс — отдалённое последствие существования «железного занавеса» (а среднестатистический возраст любителей оперы в Украине как раз позволяет им удерживать в памяти тот период). И, кроме того, в нашем сознании господствует единственная модель существования оперного театра, а именно — простите, «труппная». В то время как в мире эта модель почти полностью себя изжила. Поэтому мы представляем себе дело так: если уж кто-то уезжает петь на сцене другого театра, то это — навеки. Не забудем и о том, что для западного слушателя любые отъезды за рубеж своих соотечественников с лихвой компенсируются гастрольными выступлениями в их стране многочисленных певцов из других стран. Мы, увы, этого лишены целиком и полностью...

Далее, следует разобраться в том, что собой представляют ангажементы наших певцов на Западе. Ведь существует целый ряд театров, которые отнюдь не относятся к театрам «высшего звена», хотя географически могут находиться в Западной Европе или США. А некоторые «зоны» на оперной карте мира и до сих пор остаются терра инкогнита для цивилизованного мира. Такой зоной, например, почти полностью можно считать Восточную Европу. Само собой разумеется, что гонорары наших певцов в таких театрах (как не входящих в «высшее звено», так и в восточноевропейских) не очень высоки, уж во всяком случае — отнюдь не павароттиевские. И даже в таких театрах нашим соотечественникам иногда предлагают более низкий гонорар, чем певцам из других стран. А рассуждения вроде «Ей (ему) пора в «Ла Скала»!», которые иногда можно услышать в партере нашей Национальной оперы, и вовсе стоит признать наивными. Недаром одна из народных артисток Украины (кстати, ранее певшая в Италии) на вопрос «А что, если бы вас пригласили в «Ла Скала»? Вы бы согласились?», тут же ответила: «Это нереально». Если уж на то пошло, то в «Ла Скала» во все времена пело лишь несколько украинских певцов, и то эпизодически (если не вспоминать о Соломии Крушельницкой). Для убедительности приведем их полный список: Мария Стефьюк, Виктория Лукьянец, Василий Манолов, Анатолий Кочерга.

Кроме того, хочется еще раз напомнить, что существует ощутимая разница между славянской вокальной школой и тем, что привычно западному уху. Наши певцы часто выглядят как колоссы, обладающие огромными полетными голосами, но их пение выглядит как стихийная и необработанная звуковая масса, неприемлемая для немецкой, французской, итальянской вокальных школ. Да и языковая проблема остаётся не на последнем месте. Поэтому, боюсь, до господства на мировых оперных сценах нам, «украинским соловьям», ещё далековато. Но всё же, если оставить эмоции в стороне, можно себе позволить более детально разобраться в том, насколько же мы «оккупировали» западные оперные сцены.

Особые позиции на западном «оперном рынке» занимает наша всеми любимая примадонна Виктория Лукьянец, одна из самых востребованных в мире украинских певиц. В предыдущем сезоне она блистала на сценах Германии и Испании. В частности, ей посчастливилось обратиться к партии Семирамиды в одноименной опере Россини. Это отрадно, ибо её голос принадлежит к числу тех немногих сопрано, которые буквально созданы для россиниевских опер. К тому же киевлянам памятна Каватина Семирамиды, которую Виктория с успехом исполняла в концертах. Начиная с ноября Виктории предстоит спеть Донну Анну в серии спектаклей «Дон Жуан» Моцарта в Штутгартской опере. В театрах Запада есть ряд преимуществ, позволивших нашей певице проявить себя с наилучшим результатом. Во-первых, это гибкая контрактная система, идеально регулирующая занятость певца в течение сезона и предусматривающая планирование его выступлений в ближайшие два-три года. Этому способствует сотрудничество с квалифицированными импресарио и дисциплина, которой неизменно следует оперный артист мирового уровня. Во-вторых, нельзя не сказать о чрезвычайном богатстве репертуара. Ведь певец, устремившийся в «свободное плавание» по сценам западноевропейских театров, обладает пьянящими возможностями обогащать свой репертуар, а значит — осуществлять неуклонный артистический рост. Если сравнить эти условия с изолированным и «законсервированным» существованием оперного солиста в Киеве, сравнение будет не в пользу нашей державы. Ведь даже находясь исключительно на территории Австрии или Германии, можно бесконечно работать на сценах многочисленных оперных театров этих стран и петь разнообразный репертуар. А где можно работать у нас? Только на сцене столичной оперы, где выпускается полторы премьеры в год…

Имя баса Тараса Штонды известно на Западе. Но в последние годы он отдает предпочтение выступлениям в спектаклях и концертах главным образом на территории стран СНГ и Прибалтики. Главное его завоевание последних лет не столь уж мало. Он стал ведущим басом-премьером Большого театра России. Успешные выступления в премьерах и последующих показах «Хованщины» и «Руслана и Людмилы» утвердили его статус незаменимого солиста, без которого Большой театр и впрямь не может обходиться. Следующая московская премьера — «Мазепа» Чайковского (январь 2004 г.), как теперь уже стало ясно, тоже не пройдет без участия Штонды. В сентябре, помимо трех спектаклей «Хованщины» в Большом (в том числе на открытии сезона), он выступил в Чехии на фестивале «Пражская осень» с оркестром «Русская филармония» и уже получил приглашение на следующий пражский фестиваль. Руководитель этого коллектива — главный дирижёр Большого Александр Ведерников-младший. Это весьма симптоматично, ибо даже за пределами России и Украины Штонда на полных правах выступает в качестве солиста Большого театра (как это было и в случае с прошлогодними гастролями в Варшаве, когда он пел Досифея в «Хованщине», привезённой туда на гастроли Большим театром). В октябре певец концертировал в Корее в рамках проекта «Басы XXI века», который курирует Союз музыкальных деятелей России.

Представитель более старшего поколения басов, народный артист Украины Валентин Пивоваров, недавно появившийся в новой для себя партии Тимура в киевской премьере «Турандот», тем не менее, успевает осуществлять активную гастрольную деятельность. Этим летом, уже после окончания киевского сезона, он побывал в Корее и Португалии. В течение ряда лет певец выступает в оперном театре швейцарского города Санкт-Галлен и в театре города Марибор (Словения). А нынешней весной он пел «Иоланту» Чайковского в Болонской опере. С начала этого сезона Пивоваров чаще будет появляться в Киеве, так как в ближайшие месяцы он свободен от зарубежных контрактов и сознательно принял решение побольше поработать в стенах родного киевского театра.

Всегда была достойной и география выступлений народного артиста Украины Романа Майбороды. В течение последних сезонов он появляется на сценах Испании (Мадрид, Валенсия, Барселона), Португалии, Польши, Литвы. В его творческой биографии случалось так, что некоторые партии исполнялись ранее, чем на киевской сцене, а то и вообще появлялись в его репертуаре исключительно благодаря ангажементам зарубежных импресарио. Так было, например, с партиями Яго в «Отелло» Верди, Тонио в «Паяцах» Леонкавалло и Энрико в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Показателен и тот факт, что Роман Майборода занимается за рубежом и преподавательской деятельностью (в Испании).

Еще один народный артист, тенор Владимир Гришко после успешно начатой карьеры в США на этот раз устремится на север Европы. В конце года он споёт серию спектаклей в Хельсинкской опере. Это будет чрезвычайно популярная на Западе «Катя Кабанова» Леоша Яначека — опера, казалось бы совсем «почвенническая» для нас, но упорно игнорируемая на сценах оперных театров стран СНГ. Партия Бориса Григорьевича станет весомым приобретением репертуара нашего прославленного тенора. В этом году он уже спел в «Чародейке» Чайковского в Лиссабоне. И упомянутые партии — лишь небольшая часть из обширного славянского оперного репертуара, которым владеет Гришко. Отличие его карьеры как раз в том, что, помимо прочего, на Западе он исполняет и обширный русский оперный репертуар.

Продолжает сиять ещё одна звезда, сначала уверенно взошедшая на родине, — Михаил Дидык. Одним из последних наиболее «резонансных» ангажементов певца были пять спектаклей «Богемы» Пуччини, в которых он спел в начале текущего года в Марселе. Тамошняя газета «Диманш» отмечала его «прекрасную внешность, выражающую редкостную утонченность, элегантность и изумительную лёгкость». Отрадно, что в конце сезона Дидык нашел время и для выступлений на сцене Национальной оперы Украины (в «Пиковой даме» и «Евгении Онегине»). У Михаила также произошел репертуарный рост. Где бы ему ещё посчастливилось выступить в «Вертере», «Макбете», «Капулетти и Монтекки», как не в «прекрасном далёке»? Дидык даже снискал титул «самого великолепного тенора, когда-либо певшего в Пуэрто-Рико». Именно так был определен его статус после выступлений в «Мадам Баттерфляй» в этой стране. И если это звание выглядит слегка экзотичным и неожиданным, то стоит сказать и о других примечательных страницах творческой биографии Михаила. Например, он имел честь выступать перед королем Карлом XVI Густавом шведским, королевой Сильвией и королевой-матерью во время визита украинской государственной делегации в Швецию.

Есть еще одно имя, которое здесь нельзя не упомянуть. Это народный артист Украины, профессор Национальной музыкальной академии Украины, дирижер Роман Кофман. Вот он как раз больше всех приблизился к оперному олимпу, ибо с начала этого сезона приступил к обязанностям главного дирижера Боннской оперы и Бетховенского симфонического оркестра в Бонне. Недавно он уже выпустил две свои первые премьеры — «Лулу» А.Берга и «Макбет» Дж. Верди. А в течение ближайших пяти лет планируется целый ряд интереснейших новых работ и записей. Ежегодно в Боннской опере ставится шесть премьер, две из них приходится на долю главного дирижёра. Кроме того, на своё усмотрение главный дирижер может передавать свои спектакли другим коллегам и иногда дирижировать другой текущий репертуар. Среди планов Кофмана значится и такой шедевр, как «Тристан и Изольда» Вагнера, будет поставлено также несколько русских опер — «Евгений Онегин» Чайковского и «Нос» Шостаковича. Осуществится и заветная мечта дирижера — поставить в один вечер две оперы с почти идентичным сюжетом — «Алеко» Рахманинова (уже записанную Кофманом ранее на компакт-диск) и «Паяцы» Леонкавалло (поставленную им ранее в Киеве). Итак, в этом случае мы бесспорно имеем дело с фактом, когда наш соотечественник сотрудничает, более того — является творческим руководителем одного из европейских театров, безусловно относящихся к «первому эшелону».

Бесспорно, многих из упомянутых выше певцов украинский зритель хотел бы чаще слышать в Киеве. Но наша, опять же, простите, «труппная» система организации оперного дела не предусматривает для них особенно увлекательной занятости на родине. Впрочем, даже не в этом беда. Тем более что с долгосрочным планированием в Национальной опере дела пошли лучше. Не оскудеет голосами наша земля. Всем звёздам непременно будет «наступать на пятки» талантливая молодежь. А места на сцене хватит для всех. Пусть же у нас будет побольше хороших и великолепных певцов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно