«ЦИРК СОЛНЦА» В ЛУЧАХ УСПЕХА

19 февраля, 1999, 00:00 Распечатать

Даже в Лас-Вегасе, этом эпицентре плохого вкуса, где, кажется, есть место для всего, кроме высокого ...

Даже в Лас-Вегасе, этом эпицентре плохого вкуса, где, кажется, есть место для всего, кроме высокого искусства, канадский «Сирк дю Солей» (что в переводе с французского означает «Цирк солнца») остался оазисом утонченности и стиля. Этот экзотический гибрид музыки, театра, акробатики и танца расцвел в столице игорного бизнеса, словно кактус в пустыне. Именно здесь, на огромной арене перед полутора тысячами зрителей каждый вечер в голубых сумерках под золотыми звездами идет игра совсем другого рода - цирк дает свое удивительное представление под названием «Mystere». По своей форме оно является сюрреалистической смесью циркового и сценического искусств, фантастических номеров, невообразимых фокусов и трюков, которые бросают вызов основным законам земного притяжения и анатомии человека. На арене витает дух тайны и мистики, чему в немалой степени способствуют необычное музыкальное сопровождение, эффектные костюмы, сказочные декорации и освещение. Не зря на протяжении уже семи лет на представлениях «Mystere» - полный аншлаг, и это при немалой цене на билет в 0.

О собенностью «Цирка солн-

ца» является отсутствие на

арене зверей, вместо них публику завораживают люди в их обличье. Кажется, что акробаты висят в воздухе невероятно долго, и это без всяких страховочных тросов или других поддерживающих механизмов. «Люди-змеи» извиваются так, словно их тела сделаны из желе. Артисты, балансирующие на трапециях, похожи на балет прыгунов-банджи.

Под тем же сине-желтым куполом «Цирка солнца» идут еще два шоу: «Quidam» и «Alegria». Первое увидело свет в 1996 году и в прошлом году с успехом гастролировало по городам Америки. Второе шоу, впервые поставленное в 1994 году, недавно совершало свое последнее турне по Европе. Однако именно постановка в Лас-Вегасе является наиболее удивительным примером балансирования на проволоке между искусством и коммерцией.

«Цирк солнца», основанный группой уличных циркачей в 1984 году, рос буквально не по дням, а по часам. Сейчас это уже целое цирковое производство, работающее на трех континентах и завоевавшее более 70 наград, как в сфере искусства, так и в бизнесе. Имея ежегодную прибыль в 15-20 процентов, компания продолжает развиваться с головокружительной быстротой. В прошлом году цирк заработал на продаже билетов 180 млн. канадских долларов, а в 1999 году доход от продажи составит от 300 до 350 миллионов.

В планы цирка на 1999 год входит удвоение числа постановок. В общем их будет восемь, причем представления будут даваться ежедневно на трех континентах: четыре из них постоянно и четыре в качестве гастрольных. Впервые с января нынешнего года представления увидят в Австралии, Сингапуре, Гонконге, на Тайване и в Японии. Открыв представительство в Сингапуре, «Цирк солнца» начинает штурм Азиатско-Тихоокеанского региона.

И за всем этим стоят два президента этой компании, каждый со своими уникальными способностями, оба - упорные и неординарные личности. 38-летний Ги Лалиберте является поклонником спортивного стиля, он носит футболку и джинсы, а также короткую стрижку с косичкой на затылке. Этот быстро говорящий отчаянный фантазер раньше сам ходил на ходулях, глотал огонь, жонглировал и играл на аккордеоне. Даниэль Готье на год старше своего партнера и в отличие от него предпочитает классический стиль в одежде. Обладающий компьютерными навыками и знаниями в области электроники, он, может быть, и не способен участвовать в уличных цирковых представлениях, зато умеет хладнокровно жонглировать финансами и управлять большой компанией.

Лалиберте утверждает, что к созданию цирковой программы их с партнером побудили две причины. С одной стороны, им хотелось убедить политиков, представителей деловых кругов, артистов и широкую публику в том, что они могут-таки создать хорошую организацию. С другой - у них было взаимное желание доказать, что уличный цирк имеет точно такую же ценность и выразительность, как и общепризнанное искусство.

Именно Лалиберте вынашивал идею организации фестиваля эстрадных артистов в Монреале, чтобы собрать под одной крышей цирковые таланты для обмена идеями и техническими новинками. В возрасте 24 лет, воодушевленный мечтой создания гастролирующего по всему миру шоу, он и основал «Сирк дю Солей». По мере роста репутации своего детища, Лалиберте столкнулся с непростой задачей выведения его в свет, то есть за пределы Монреаля. Тут и появился Готье.

«Мы были очень молоды в то время и решили больше поиграть в бизнесменов, чем воспринимать себя таковыми», - вспоминает Лалиберте. Думаю, что 14 лет спустя мы все еще играем в бизнесменов и нам нравится то, что сами к себе мы относимся не слишком серьезно».

Оба президента уверены, что ключевыми составляющими их успеха были чувство юмора, энтузиазм и высокое качество труда.

Активно привлекая инвесторов, желающих участвовать в создании номеров, а также используя свое чутье, они вдвоем превратили творческое, но на первый взгляд рискованное предприятие в «Клондайк развлечений». За счет подписания контрактов с представителями более крупных фирм компании со временем удалось создать сильные деловые союзы.

Уличная труппа жонглеров и акробатов превратилась в могущественную цирковую команду, у которой есть признанная в мире марка и своя индустрия производства сувенирной продукции, одежды, компакт-дисков и видео. Вращаясь в орбите таких мегакорпораций, как «Дисней» или «Мираж», цирк каким-то чудом сохраняет свою независимость, избегая попадания в их тень. Компанией и по сей день руководят владельцы, которые в свое время ее основали. Несмотря на то, что офисы компании открыты в Лас-Вегасе, Амстердаме и Сингапуре, они упорно продолжают руководить ею из Монреаля, из новой штаб-квартиры, на постройку которой было израсходовано более млн. Невзирая на достигнутый успех, они остаются приверженцами все той же корпоративной культуры, коренящейся в идеализме. Даниэль Готье утверждает, что они «...никогда не забудут, откуда пришли». А пришли они с улицы, и поэтому, наверное, у их шоу нет ни возрастных, ни классовых, ни каких бы то ни было иных границ.

В штаб-квартире цирка кипит жизнь. Средний возраст сотрудников 32 года. Многие из них носят одежду с логотипом «Cirque du Soleil», тем самым демонстрируя свой трудовой энтузиазм, как будто всех их объединяет участие в некоем утопическом эксперименте. В определенном смысле так оно и есть. Особенной прогрессивностью отличаются оплата и условия труда в цирке. Так, служащим, которые не являются членами профсоюза, платят по конкурсным расценкам - они получают 10% от доходов компании.

Хотя цирк и не является крупнейшим в мире - в «Ринглинг Бразерс», например, работает вдвое больше артистов, - он может приглашать лучших акробатов со всего мира. Конкуренты обвиняют его в хищнической эксплуатации талантов, называя «Макдоналдсом цирков».

«Это все чепуха, ...зависть, не более того», - не согласен с такой оценкой Лалиберте, подчеркивая, что его компания не клонирует свои представления, как это, кстати, делают продюсеры «Кошек» или «Призрака Оперы».

На сегодняшний день в «Сирк дю Солей» работают 435 артистов из 20 стран мира. Однако поиск новых талантов не прекращается, отборочная группа в составе 15 человек постоянно в разъездах, она проводит кастинги во многих странах мира, по результатам которых отбирается свыше 80% артистов. Не так давно среди множества городов мира команда посетила и Киев.

Хотя цирк гордится тем, что здесь нет звезд, все-таки некоторые акробаты обладают «более равными правами», чем другие. Годовой заработок артиста колеблется от тыс., получаемых новичком, до 0 тыс. - ветераном с авторскими правами на свой номер. Дополнительной платы за риск здесь нет.

Эта работа привлекает множество творческих личностей. Состав исполнителей интернационален, доминируют выходцы из стран Восточной Европы (35%) и канадцы (33%) - рабочими языками в цирке служат английский и французский. Иногда что-то не клеится между кусочками этой мозаики. «Случается всякое - и драки, и депрессии, - говорит Лалиберте. - Но мы здесь все равно чувствуем себя одной огромной семьей».

Сейчас продажа билетов приносит около 85% доходов компании, но ставка делается на расширение других направлений деятельности цирка, а именно производство фильмов, музыкальных дисков и рекламы.

Наблюдая за тем, как Лалиберте и Готье взаимодействуют друг с другом, можно сделать вывод, что цирк в немалой степени обязан своим успехом именно этому необычному партнерству. Они оба согласны с тем, что их манера руководства компанией встречается довольно редко. «Во-первых, мы дополняем друг друга, - поясняет Готье. - Мы не меряемся силой. Я не зарюсь на его место, а он, думаю, на мое. У каждого из нас есть свои функции. Все определяется уважением. Я уважаю его как художественного руководителя, а он меня как финансиста и организатора. Он лучше разбирается в маркетинге, а я в процессе развития компании и работе с кадрами». Лалиберте добавляет к сказанному: «Мы очень разные и очень похожие. У нас одинаковая система ценностей, одинаковые стандарты качества, у нас одинаковые мнения по множеству вопросов, но в конце концов у нас два разных стиля. Даниэль более сдержан, он более приземленный человек. А я немного экстравагантнее, авантюристичнее». Готье подхватывает эту мысль: «Он помогает мне летать, а я помогаю ему стоять на земле».

И в самом деле, их взгляды совершенно совпадают: создать мир, который делает людей счастливыми. И делать это нужно просто и по-человечески, а еще и получать удовольствие от самого процесса.

Что касается элемента «человечности», то этот вопрос всегда был важен и для Лалиберте, и для Готье. В их понимании он включает в себя и воспитание духа единой семьи у тех, кто работает в их цирке. По этому поводу Готье замечает: «В плане трудоустройства на нас рассчитывает множество людей. У них есть семьи. И мы несем за них ответственность, принимая все это очень близко к сердцу».

Несовершеннолетние в труппе не выступают после 10 часов вечера, на гастролях для некоторых артистов организована своеобразная «школа на колесах». Для того чтобы повысить личную заинтересованность и усилить причастность каждого артиста к деятельности цирка, обоими партнерами была внедрена программа распределения доходов, согласно которой каждый артист получает свой процент от годовой прибыли компании.

Ежегодно компания тратит млн. долларов США на издание газет и журналов, отражающих внутреннюю жизнь цирка, выпуск собственной видеопродукции с изложением новостей из различных точек планеты.

Штат «Цирка солнца» постоянно расширяется и в этом году достигнет 2,4 тысячи служащих. Поэтому приоритетом являются мудрые и гибкие методы руководства. Уже сейчас начата децентрализация многих направлений деятельности и передача части выработки решений другим сотрудникам. Поступая таким образом, Лалиберте и Готье придали большую гибкость своей организации и одновременно надеются поддержать чувство сплоченности у сотрудников различных отделов компании.

В заключение Лалиберте признается: «Что касается бизнеса, то им больше интересуется Даниэль, а по мне, так и семизначное число ничуть не хуже четырехзначного. Конечно, мы добились финансового успеха, но он никогда не был самоцелью. Мы живем для того, чтобы делать пользующиеся успехом шоу, видеть публику счастливой, слышать, как она аплодирует. Удовольствие от осязаемости результатов труда настолько велико, что оно составляет 50% мотивации для всех работников цирка. Мы ведь артисты, а не бизнесмены».

На сегодняшний день представления «Цирка солнца» увидело 17 млн. человек в 123 странах мира. Это немалое достижение для компании родом из страны без цирковых традиций как таковых. «Сирк дю Солей» достиг мировых высот благодаря удачному соединению воздушной гимнастики и деловой смекалки. Поэтому Лалиберте и Готье заслуживают того, чтобы им аплодировали стоя.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно