Тихая смерть музеев: The Guardian провела параллели между Киевом и Лондоном эпохи мира и войны

Видео
Поделиться
Тихая смерть музеев: The Guardian провела параллели между Киевом и Лондоном эпохи мира и войны Похищенные картины. Музей Херсона © Суспильне Херсон
Нам нужны музеи. Представьте пустоту, которая осталась, скажем, в Херсоне. Городе, чьи музеи были опустошены. Ограблена коллективная память.

Насилие войны и весь ее ужас оказывает разъясняющее влияние на то, что действительно имеет значение в каждом аспекте жизни. Сразу после полномасштабного вторжения России в Украину те, кто был вовлечен в ужасные события, обнаружили, что язык сведен к его важнейшей функции: сообщать близким, что живы, пишет The Guardian в статье о том, почему культура во время войны так важна для человеческих историй Эпохи Смуты.

Сотрудники Национального музея истории Украины в Киеве потребовали убедиться, что объекты культурного наследия сохранятся, чтобы рассказать свои истории для следующего поколения. Их работа была сведена к самому основному: охране объектов в попытке спасти их от уничтожения.

Исследователи прожили в музее месяц, быстро демонтировав экспозиции греческих амфор и скифского золота и отправив в безопасное место. Позже, после того, как россияне отошли из близлежащих городов Буча и Ирпень, упомянутый в статье Александр Лукьянов со своей командой посетил эти некогда уютные пригороды Киева, ставшие местами невыразимого ужаса – чтобы собрать артефакты. Эти объекты – от заброшенных российских пайков до остатков оружия – несут сырые, окровавленные свидетели насилия, которое там происходило.

Исторические параллели трудностей для музея времен войны

Музеи Великобритании не сталкивались с эквивалентными угрозами со времен Второй мировой войны, признается автор статьи, Шарлотта Хиггинс, возглавляющая рубрику культурологии The Guardian.

"Бывает тяжело связать то, что может показаться привычной британской музейной культурой - веселые послеобеденные часы среди картин, походы в кафе и магазин - с неукрашенной задачей сохранения памяти, которую я видела в Киеве".

Утверждение (Бернарда) Шоу о функции музеев почти наивно в своей простоте, но все же затрагивает сердце. (Как известно, всемирно-известный ирландский драматург проводил целые дни в библиотеке Британского музея, где обсуждал проблематику творчества Шекспира, делился взглядами на религию и другие мировоззренческие вопросы – ред.)

Что обнародовать? В какой форме? Это вопросы, которые все чаще требуют разных ответов в Великобритании, равно как они внезапно требовали другого ответа в Киеве во время войны. Среди чрезвычайно разнообразного ландшафта музеев в Британии растет осознание того, что музеи больше не могут предлагать единого, возвышенного, якобы нейтрального взгляда. Так же, учитывая, что не существует такого понятия, как «нейтральная» кураторская позиция, растет осознание того, что музеи должны быть более честными по отношению к своим собственным интеллектуальным процессам и более щедрыми в том, чтобы делиться своей властью накапливать и сохранять культурные ценности..

Смута переломных моментов истории сквозь истории людей

Автор проводит параллели между вызовами для культуры в Украине с тематикой выставки лондонского Imperial War Museum (Имперский военный музей). Выставка под названием Troubles (проблемы) посвящена смуте, охватившей Северную Ирландию в конфликте, продолжавшемся почти 30 лет. Хрупкое прекращение огня было подписано в 1998 году, но многие аспекты конфликта остаются нерешенными по сей день и вызывают серьезные сомнения со стороны переживших конфликт и участвовавшего в нем.

Эта выставка приглашает посетителей глубже понять Смуту из-за разных точек зрения людей, пострадавших от конфликта. Выставка выступает, прежде всего, как организатор голосов обычных людей, позволяя им воспроизводиться через звукозаписи в полифоническом противоречии.

Чтобы управлять музеем сегодня нужно мужество

В эпоху, когда политика идентичности, хотя и не столь жестокая, как в Северной Ирландии времен Смуты, заполонила все части общества, войти в столь противоречивую сферу нелегко. Чтобы руководить общественным музеем или галереей сегодня нужно мужество. Они все больше становятся институтами, где спорят о памяти и истории, иногда даже сердито. Для бывших имперских государств, таких как Британия, реституция (возобновление нарушенных имущественных прав) – это тема, которая вряд ли исчезнет в ближайшее время.

Музеи и дебаты об идентичности и культуре без насилия

Это делает музеи менее комфортными местами, чем они были в те времена, когда можно было более или менее положиться на то, что они будут беспросветным местом отдыха нескольких неолитических инструментов и средневековых монет, и никто открыто не сомневался в наличии, скажем, африканских артефактов. что пылились в углу. Но это делает их более жизненно важными, потому что обществу нужны места, где дебаты об истории, идентичности и культуре можно проводить без насилия.

Нам нужны музеи. Представьте себе пустоту, которая осталась, скажем, в Херсоне, городе, чьи музеи были разграблены и опустошены, где витрины остались пустыми, из которого разграблена коллективная память. В Великобритании нам грозят не столь экстремальные и внезапные приступы, а потери другого, более текучего, постепенного характера. В беседах Художественного фонда между руководителями музеев слишком ярко прозвучало то, что нет недостатка в желании служить общинам более творческими способами, но есть огромная нехватка ресурсов.

Заметим, ранее украинские журналисты побеседовали с директором ограбленного музея в Херсоне. Как это происходило.

Тихая смерть

Настоящий кризис в музеях остается без внимания, - считает госпожа Хиггинс, судя по всему, сожалея о недостаточном сосредоточении государства на поддержке институтов, способных перенести сквозь века наиболее знаковые элементы культуры и традиции той или иной страны, той или иной эпохи.

"Этот кризис не является кризисом стремлений, интеллекта или амбиций, а кризисом повседневных ресурсов. Дайан Лиз, недавно ушедший с поста генеральный директор IWM, сказала, что боится, что британские музеи будут погружаться в ситуацию, подобную ситуации в начале 1990-х годов, когда многие из них были депрессивными местами, устаревшими, неспособными адаптировать свои экспозиции или способы работы из-за отсутствия наличных денег. Это более медленная смерть, чем ограбление или бомбардировка. Но это все равно смерть".

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме