Не так давно телевизионный простор был переполнен разными танцевальными шоу. Тогда танцевали все: со звездами и без них, профессионалы и дилетанты, все, кто мог, хотел и просто старался. Тщательно подбиралась тематика выступлений, звездное жюри и, конечно, роскошные персональные костюмы. Для формата телевидения это работало, ведь главное — яркая картинка и умение подать себя.
В середине сентября этого года украинская продакшн-компания Amaconcert на сцене КВЦ «Парковый» представила киевской публике театрализованную постановку под названием «Холодильника дом». На входе в КВЦ сразу бросалась в глаза специализированная охрана, притом каждый из охранников расспрашивал маршрут так, будто я шла не на семейный спектакль, а в секретный стратегический объект. Так что эта локация точно доступна далеко не для всех простых смертных художников, но для столичных театралов иногда важнее не где, а чем их удивят.
Творческая команда Amaconcert решила, что со зрителем, особенно если это касается детей, нужно разговаривать понятным языком и символами. Так что, выбрав главным героем вещь, имеющуюся практически в каждом доме, — холодильник, творцы спектакля анонсировали, что это зрелище не будет о банальной истории с поиском ответа на вопрос: мы едим, чтобы жить, или живем, чтобы есть? Лейтмотивом истории, по замыслу, стало объединение семейных ценностей с необходимостью лелеять в семье культуру потребления и отдавать предпочтение полезным продуктам.
Генеральный продюсер Amaconcert Екатерина Сыгида, известная в художественном пространстве роботами над такими проектами, как «Винтервилль» в Emily Resort во Львове и Osocor Winter Residence, рассказала, что их спектакль о холодильнике, который видел много семейных историй, и слезы, и радость, и самое главное — он как персонаж радуется, что вся семья собирается за одним столом и таким способом поддерживает традицию быть, а не просто есть, вместе.
Сейчас большинство государственных и частных театров считает своей обязанностью не выпасть из «военного» контекста и дополняет репертуар спектаклями о войне. Антрепризные же проекты, как и раньше, делают упор на комедийном контенте и большей частью несут в массы примитивные по смыслу и перенасыщенные звездными именами зрелища. История с холодильником, хотя и является фактически антрепризой, делает заявку на другое — эстетику, авторскую музыку, удивительные сценические костюмы и удачно выбранную и всегда актуальную тему единства семьи.
Сценическое семейство холодильника насчитывает почти сорок персонажей. Это овощи, фрукты и продукты, каждый из которых имеет оригинальное имя-прозвище: Чипсоед-Гуманоид, Капустина Ирина, Бурячиха-Трандычиха, Леди Английский Завтрак, Пани Тост, Петрушка в шляпке, Братья Сарделькины, Яйко-Побегайко и Груша Танюша, Анчоусова, ее спутницы Фризины и другие.
Главный в семье, конечно же, сам Холодильник. Его роль, а точнее, голосовое звучание без появления на сцене, доверили известному по «скаженим» фильмам о свадьбе и соседях киноактера, яркому шоумену Араму Арзуманяну. Если бы не изображение Арама в холле КВЦ, у неценителей «скаженості» и талантов не было бы никаких шансов идентифицировать его голос. Конечно, участие медийной персоны привлекает публику, и кажется, что в этом театрализованном мюзикле костюмы персонажей затмят любую знаменитость.
Художник по костюмам Надежда Городецкая поделилась впечатлениями о работе в проекте: «Мне концепция спектакля показалась очень интересной и как специалисту, и как маме. Я прослушивала музыку, которую создал композитор Дмитрий Саратский для персонажей (а это и вальс, и рок), и совмещала результат своей работы со спецификой характера персонажа. Вся команда проекта ориентировалась на то, что костюмы должны быть из высокой сценической моды с примечанием «фешн». Ориентиром было то, что это, прежде всего, семейная история, которая заинтересует и детей, и взрослых».
После первых показов и отзывов в соцсетях можно точно сказать, что именно сценические костюмы — визитка спектакля. Их разработали до малейших мелочей. Появление каждого нового персонажа в зале вызывает как оживление среди детей, так и восторг взрослых. Если бы жители холодильника, по замыслу хореографа-постановщика Андрея Ульянова, не танцевали, а просто дефилировали по сцене, это можно было бы смело назвать не спектаклем, а фешн-показом высокой моды театрального костюма.
Жанр спектакля команда проекта определила четко — мюзикл. Согласно классическим канонам, это предполагает не только комплексное объединение хореографического, драматического и оперного искусства, но и разножанровость музыкального материала. В мюзикле звучат авторские композиции Дмитрия Саратского, написанные специально для спектакля. Здесь есть все: от марша, баллады, вальса, польки до роковой композиции, под которую появляются вредные представители семейства — продукты ГМО-бандюганы.
Как, смягчая известное выражение, в семье не без плохого родственника, так и в спектакле — не без проколов. Речь не о персонажах, отнюдь. Только о сценическом материале, а точнее, его отсутствии. Возможно, таков замысел главного постановщика спектакля хореографа Андрея Ульянова: чередование резкой смены активности танцевальных номеров с пустотой сценического пространства, которое заполняется лишь закулисным голосом холодильника и усилением громкости музыки. Перерыв в спектакле может быть только один, и это антракт. Спектакль, особенно в жанре мюзикла, требует комплексного наполнения и, может быть, команда проекта учтет этот недостаток, чем еще и поможет зрителям-родителям не рассредоточивать внимание и интерес детей к зрелищу.
Современная хореография спектакля зрителям, особенно ценителям классических танцев или четко определенной жанровости, на первый взгляд может показаться несколько хаотичной. Но главный принцип современного танца, как известно, — выражение внутренней свободы, не всегда требующей синхронности и классических па. Сюжетно хореограф-постановщик средствами танца раскрыл как характер каждого члена гастрономической семьи, так и их желание продемонстрировать единство и в который раз донести идею, что каждая семья — это источник силы.
В Киеве показы театрального мюзикла будут продолжаться до середины октября. Потом команда проекта планирует гастроли по всей Украине. Подчеркивает, что ей нужна только сцена и благодарный зритель, а команда, хотя и с огромным багажом костюмов, все же достаточно компактна для гастролей. Поэтому уже 6 октября гастрономически-культурный тур проследует в Черкассы, а дальше команда готова посетить любой город Украины, где их будут ожидать.