ТАК ЗВОНЧЕ, ТРУБЫ!

14 января, 2000, 00:00 Распечатать

Переполненный зал Национальной филармонии оживленно гудел в ожидании концерта. Государственный духовой оркестр Украины отмечал свое 20-летие, и в зале была приподнятая праздничная атмосфера...

Переполненный зал Национальной филармонии оживленно гудел в ожидании концерта. Государственный духовой оркестр Украины отмечал свое 20-летие, и в зале была приподнятая праздничная атмосфера. Это событие собрало старых друзей и поклонников оркестра и просто любителей музыки. Многих привлекла не только знаменательная дата, но и возможность познакомиться с новым главным дирижером Ю.Никоненко. О нем среди музыкантов шли по городу разнообразные слухи: что он бывший симфонический дирижер, из Ленинграда, что строг и требователен. Все это вызывало повышенный интерес — в какой же стадии находится оркестр ныне, в момент своего юбилея?

Концерт не обманул ожиданий публики. Он показал: оркестр находится на новой, более высокой ступени. Он резко помолодел (большая часть исполнителей — молодые музыканты). Повысилась культура исполнения — чувство стиля, ансамблевая слаженность, техника. Разностилие в репертуаре показало и разные грани возможностей оркестра: прозвучала классика (Бах, Чайковский), украинская школа (Лысенко, Колодуб), советская (Шостакович, Хачатурян), американская (Бернстайн, Смоулз, а также латиноамериканский композитор Мендес, музыку которого с блеском исполнил солист оркестра Виктор Лейсман). Оркестр играл увлеченно, эмоционально, вызывая горячий отклик у слушателей. Заключительная овация не оставила сомнений: творческое содружество нового дирижера и коллектива состоялось.

Перед самым Новым годом было еще одно концертное выступление этого коллектива. На сей раз была представлена совсем другая музыка — опереточная. Хотя я не большой поклонник этого жанра, на концерт все же пошла. Из любопытства. И оно, скажу вам, полностью оправдалось: со сцены Украинского дома прозвучала вовсе не «рядовая» программа классических переложений, которая бывает просто так, для «галочки», и подчас делается наспех. Исполнение показало, что оркестр был серьезно подготовлен и все ноты «выверены», осмыслены (чего, увы, не сказала бы о певцах). Даже возникло ощущение, что я слушаю не легковесную оперетту, а настоящую оперную музыку, настолько выразительно она была подана оркестром. Безусловно, в этом сказался богатый оперный опыт нового дирижера.

Именно новое исполнительское «лицо» Госдухового оркестра и побудило познакомиться с дирижером.

— Юрий Павлович, с августа 1999 года вы являетесь художественным руководителем и главным дирижером Государственного духового оркестра Украины, но до этого в основном вы работали симфоническим дирижером?

— Да, в 1974 году я окончил Ленинградскую консерваторию как дирижер. Затем работал с симфоническими оркестрами в Ярославле, Киеве (11 лет), в оперных театрах Ленинграда.

— Какое впечатление произвела на вас встреча с Государственным духовым оркестром Украины?

— Самое первое впечатление — наличие многих творческих проблем в ансамбле, манере исполнения и т.д. Но в последующие месяцы работы стало ясно, что этот молодой коллектив работоспособен, гибок, откликается на требования дирижера и с ним вполне можно сотрудничать.

— Раньше духовые оркестры использовались как музыка открытого пространства, так сказать, на пленэре, в парках, или как военная музыка. Как вы считаете, какова роль и задачи духовых оркестров сегодня?

— Самобытность и прелесть духового оркестра — в его разноплановости, разнообразии возможностей. Это и традиционные формы музицирования, о которых вы упомянули, и серьезная концертная деятельность. Наконец, он самый мобильный, может играть с дефиле — при ходьбе. Многие духовые коллективы показывают прекрасную технику дефиле в сочетании с хорошим звучанием. Мне особенно этим понравились шведские и чешские оркестры.

— Юрий Павлович, какими вы видите ближайшие задачи Госдухового оркестра?

— Конечно, основная цель — подниматься на уровень лучших образцов этого жанра. Художественные задачи — повысить культуру исполнения, наладить ансамбль, расширить репертуар за счет произведений специально духовых и, естественно, качественных переложений классики. Планируем записи, гастроли (А.С.: к слову сказать, у оркестра давно не было ни того, ни другого). Активно работаем над репертуаром: задумана программа из произведений Стравинского, в феврале — концерт украинской музыки, работаем над произведениями немецких композиторов — Бах, Вагнер, Месса Брукнера для хора с двумя квинтетами духовых. Ко Дню Победы готовим концерт из песен военных лет. Ведь именно духовой оркестр может лучше всего воплотить военную тематику, создать атмосферу того времени.

В общем коллектив в активном поиске. Как и должно быть. Мы сознаем, что духовая музыка — интересная старинная ветвь музыкальной культуры, которую нужно сохранять и развивать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно