Судьба актера — в женских руках

13 ноября, 2015, 00:00 Распечатать

Предложение порождает спрос. На украинском кинотелерынке, оживившем в последнее время производство собственного кинопродукта (ввиду запрета продукции из РФ), заметен небывалый спрос на отечественных актеров. Те, кто годами сидел по закулислым закоулкам или выходил на сцену с подносом ("Кушать подано!"), теперь норовят выйти на первый план, на главные роли. Иные претендуют на статус "властителя дум" или хотя бы сериального фантома.

 

 

Предложение порождает спрос. На украинском кинотелерынке, оживившем в последнее время производство собственного кинопродукта (ввиду запрета продукции из РФ), заметен небывалый спрос на отечественных актеров. Те, кто годами сидел по закулислым закоулкам или выходил на сцену с подносом ("Кушать подано!"), теперь норовят выйти на первый план, на главные роли. Иные претендуют на статус "властителя дум" или хотя бы сериального фантома. 

В этой связи то самое "предложение" порождает дополнительный спрос и утверждает социально значимый статус такого рода человеческой деятельности, как "кастинг-директор" (в кино- и телепроизводстве). 

От зоркого глаза и честного желания кастинг-директора весьма часто зависят судьбы и зарплаты наших разных артистов. Среди которых есть и куклы из театра "Карабаса-Барабаса", и подлинные мастера своего дела (иначе им не платили бы бешеные деньги за один съемочный день).

По некоторым наблюдением, в теперешней обойме активно обрабатываемых украинских актеров (во всяком случае, за ними серьезно наблюдают разные кастинг-директора) значится около 8 тыс. творческих единиц. 

Цифра не большая, но и не маленькая, она реальная. Если сравнивать с актерским рынком РФ, Германии или США. 

Сегодня наши кастинг-директора преимущественно забрасывают нежные щупальца в актерские закрома столичных театров. И только-только они начали подбираться к золотым рудникам театров региональных. 

Собственно, сам формат этой профдеятельности — кастинг-директор — по старым советским нормативам раньше назывался проще и скромнее: ассистент по актерам. Вездесущие ассистенты неутомимо исследовали вершины горные и даже дно морское — в поисках интереснейших индивидуальностей. 

Таким образом, в разное время находились просто неповторимые провинциальные уникумы. Такие, как Андрей Болтнев, переигравший героев и антигероев в театральной провинции. Или дивный уникум Владимир Толоконников, извлеченный ассистентами из провинциальных глубин, впоследствии сыгравший незабываемого Шарикова в "Собачьем сердце" Владимира Бортко. 

Ассистент по актерам — не только строчка в титрах (или профессиональная направленность). Кинознатоки знают, что, например, Эльдару Рязанову угадать точных актеров всегда помогала его вторая жена — Нина Скуйбина. Она постоянно угадывала то с Валентиной Талызиной, ставшей тройственной в рязановской "Иронии судьбы", то с Алисой Фрейндлих, за которой мастер охотился в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде) много лет, пока, наконец, не увлек "Служебным романом". 

Истории успешных кастинг-директоров (они же ассистенты по актерам) всегда наполнены интересными фактами актерских открытий и неожиданных встреч. 

Множество подобных историй рассказала бы Инна Израилевна Штеренгарц — знаменитый кастинг-директор, много лет работающий с Владимиром Хотиненко. Только для хотиненковской "Гибели империи" она изучала таланты и типажи 500 исполнителей! И на киевской киностудии им. Довженко, пока она еще была студией, а не пустырем, в свое время тоже трудились прекрасные мастера своего дела. 

В современном прокатном кинопроцессе, правда, режиссеры более трепетны к своим "галатеям", к тем, кого собираются создавать. Например, Мирослав Слабошпицкий для "Племени" искал актерские кандидатуры  вместе с супругой. Не только потому, что никому "не доверяет", а потому что свой глаз — алмаз. 

Думаю, даже без опытного кастинг-директора мог бы обойтись и Александр Итыгилов, выстроивший для нового фильма "Казки старого мельника" настоящую star-линейку. Собрав в этот детский фильм весь хит-парад украинского театра, кино и телевидения: Ирма Витовская, Владимир Горянский, Остап Ступка, Ада Роговцева и многие др. 

Сказка старого мельника
Казки старого мельника

Кастинг-директор — в современном украинском кинотелепроизводстве — женский профиль. Именно в нежных женских руках — судьбы многих актеров (талантливых и бездарных), жаждущих выбиться в люди. 

И им есть за что "биться" и за чем выбиваться. Если актерская зарплата в театре — 2 тыс. грн. (в месяц). И точно такая же цифра может быть только за один съемочный день. 

В Украине уверенно и активно утверждают миссию кастинг-директора прекрасные дамы: Алла Самойленко, Елена Прилипко, Яна Бернадская, Юлия Носачкова, Вероника Солнцева, Кристина Коршикова, Тина Браганец… 

Для успешного кастинг-директора важны несколько определяющих качеств. Угадать и рассмотреть (нужного актера, который вспыхнув, не погаснет). Быть компромиссным и когда надо — бескомпромиссным (с продюсером и режиссером). Быть человеком не только системным в производстве, но и творческим, знающим актерский рынок, отсматривающим премьеры. 

Одно из определяющих качеств здесь — творческая и человеческая интуиция. Она и помогает — угадывать, разгадывать, кого надо зажигать. 

Как правило, многие кастинг-директора выходят из одной шинели — "киноведение" или иное "ведение" (согласно специализации в тех или иных вузах). 

Но на "ведении" много не заработаешь. Да и кого и куда сегодня "вести" — в подлинном-то искусстве? Поэтому судьба и ведет многих — в кино- телебизнес. И многие — именно там — находят себя. 

Успешный кастинг-директор FILM.UA Group Елена Прилипко много лет работала в Театре драмы и комедии. Закончив "ведение" в "Карпенко" она дошла до должности замдиректора левобережного театра. Впоследствии супруга Ахтема Сеитаблаева — Иванна Дядюра — увлекла Елену работой в сериале "Сердцу не прикажешь". И душа нашла свое призвание.

— Женская аудитория должна влюбиться в героя на экране, а мужская —влюбиться в героиню. Мужчин любят видеть мужественными, а женщин — красивыми и трогательными. Часто на главные роли требуются медийные лица, или, наоборот, канал просит, чтобы это были новые лица. Все зависит от конкретных требований конкретного проекта, — рассказывает Елена Прилипко (портал "Хочу"). 

В ее практике был случай, когда хотела уговорить сыграть значимую роль в фильме "Дело было на Кубани" самого Богдана Ступку. Приходила к гению, обсуждали сценарий. Но так как актер был занят в другом проекте, в "Кубани" появился  замечательный Иван Краско. И — точнейшее попадание. Кастинг-директор не ошибся. 

В то же время, по мнению Елены Прилипко, бывают и принципиальные разногласия с режиссерами. Даже с такими мэтрами, как Владимир Краснопольский. Кастинг-менеджер до сих пор несогласна с постановщиком в отношении нескольких кандидатур для фильма "Дом с лилиями". Хотя сериал давно на экранах. И собраны увесистые рейтинги. 

Украинский кастинг-директор Яна Бернадская рассказывает ZN.UA: 

— В сериальный кастинг важно подобрать крепких профессиональных актеров, с которыми, что называется, будешь "спокойно спать". То есть при сериальной выработке, в среднем 20–
25 минут в смену,  нужен актер техничный, с хорошей памятью, актер непьющий… В прокатном кино, где выработка меньше и подготовительный период дольше, у кастинг-директора есть время и для раздумий,  и для поисков. Можно брать новичков и больших звезд, поскольку для этого предполагается и больше времени, и больше денег... 

— Какие сегодня главные "вакансии" в отделе украинских актерских кадров? Кого не хватает, на кого дефицит? 

— Пожалуй, главная вакансия нашего кино — герой. Особенно 30–40-летний герой. Если с острохарактерными типажами у нас дела обстоят лучше, то герой — это просто обморочное состояние для любого кастинг-директора! Поиск такого героя, а тем более его открытие для экрана —  отдельный сериал… 

— А в чем причина? Неужели земля украинская более не рождает настоящих героев для сериалов?

— Пожалуй, причина — в нашем театральном институте. В отсутствии хорошей школы и хороших педагогов (за редкими исключениями). Педагоги в наших театральных вузах не понимают, что актер театральный и киноактер — все-таки две большие разницы. На киноактера надо учиться. Не зря в РФ существует ВГИК. А в нашем институте никто не учит ребят, "как" существовать в кадре, "как" взаимодействовать с партнерами, "как" держать крупный план, в конце концов… 

В общем, если с "высшей актерской лигой" зрители и кастинг-директора как-то определились, то с поиском новых, настоящих героев, как оказалось, — просто беда. Напомню, что в "высшую лигу" (с соответствующими гонорарами) у нас входят: Станислав Боклан (пожалуй, единоличный лидер по спросу и запросам), Ада Роговцева, Владимир Горянский, Александр Кобзарь, Дмитрий Суржиков, Виктор Сарайкин, Ирма Витовская, Леся Жураковская, Леся Самаева, Ольга Сумская, Наталья Сумская, Анатолий Хостикоев, Остап Ступка…  

Тем временем, кастинг-директор Вероника Солнцева, девушка строгая, но справедливая, говорит: 

— Только за последнее время в украинском кино и сериалах сыграли главные роли и утвердились талантливые актеры: Ольга Гришина, Валерия Ходос, Андрей Фединчик, Марк Дробот. Начала активно сниматься Екатерина Варченко (из Молодого театра): после премьер сериалов "Хозяйка" и "Не зарекайся" она, не сомневаюсь, будет новой звездой. Из молодого поколения выделяются Оксана Жданова, Екатерина Тышкевич, Татьяна Лялина (правда, она уже переехала в Москву), Наталья Денисенко, Елизавета Зайцева... 

Впрочем, Вероника тоже сетует, что есть трудности с поиском того самого 30–40-летнего настоящего героя: 

— Возможно, проблема в том, что украинские актеры долгое время участвовали в кино лишь в небольших эпизодах? 

Возможно. 

По-прежнему, для многих кастинг-директоров кладези талантов в столице — это Молодой театр, Театр на Подоле, Театр драмы и комедии. Чуть строже относятся к кадрам из "Национальных". 

Из тех настоящих героев, которые у нас для вас есть, прекрасные дамы (кастинг-директора) обращают внимание на некоторых. 

Например, на Вячеслава Довженко. Это актер Театра на Подоле. Учился в Днепропетровском театральном училище, затем — в "Карпенко". Обладатель определенной харизмы, типаж "парень что надо". Его не выпускают из своего сериального плена Татьяна Гнедаш и Дмитрий Гольдман ("Клан ювелиров", "Не зарекайся", "Бессмертник"). 

Довженко
Вячеслав Довженко

Как к потенциальному новому киногерою советуют присмотреться к Тарасу Цимбалюку. Молодой актер два года назад окончил  "Карпенко", работал в ТЮЗе. В его фильмографии —  "Отдел 44", "Последний янычар". 

Валентин Томусяк, многим запомнившийся своим Фигаро в спектакле столичного ТЮЗа, в последнее время — нарасхват. "Бессмертник", "Скорая помощь", "Сказка старого мельника". Актер достаточно гибкий. Способен на драму и комедию. 

Томусяк
Валентин Томусяк

Еще одна кандидатура в этом отделе — Сергей Стрельников. Ученик Николая Рушковского. Активно снимается в Украине и РФ. Запомнился ролью лихого комдива в сериале "Страсти по Чапаю". Сыграл любовника Екатерины II — Григория Орлова — в поп-сериале. Сегодня в производстве одновременно несколько картин с его участием. 

актеры_1
Сергей Стрельников

Кастинг-директора Инну Штеренгарц однажды спросили: "А что необходимо актеру для успешного прохождения кастинга?". Она ответила: "Свобода и талант… Хотя точных ответов нет". 

Тем не менее, свои ответы по заданной теме — у Аллы Самойленко (в интервью ZN.UA в этом же номере). 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно