СОЛО ДЛЯ ПОСЛА СО СКРИПКОЙ

21 июля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 21 июля-28 июля

Французский культурный центр (ФКЦ) устроил киевлянам очередную встречу с прекрасным. Вернее, очередные встречи.....

Французский культурный центр (ФКЦ) устроил киевлянам очередную встречу с прекрасным. Вернее, очередные встречи...

Война...

Свой новый балет «Сломанная тишина» привез в Киев Центр современного танца в Анжере «Эскиз» под руководством хореографов-постановщиков Жоель Бувие и Режи Обадия. С этой труппой, возникшей в октябре 1980 года на сломе старых танцевальных традиций, киевляне встретились впервые. Создавая свои ранние работы, хореографы черпали вдохновения в полотнах столь известных мастеров живописи, как Фрэнсис Бэкон и Рембрандт. Труппа путешествовала по многим странам мира, неизменно завоевывая сердца публики. По словам хореографов, они в своих постановках опираются на такие «понятия, как энергия, вес, временное и относительное пространство, из которых рождается сила экспрессии». И это правда.

...Вначале было слово... Нет, вначале была тишина. Абсолютная, та, которую называют звенящей... Только один звук присутствовал в этой тишине — свист рассекаемого руками воздуха... Потом было слово. И оно гласило: «Мне никогда не стать тем, кем мне предназначено стать, пока ты не станешь тем, кем тебе предназначено стать, пока я не стану тем, кем мне предназначено стать». Затем волна безумного рок-н-рола сломала эту тишину...

Сценография спектакля предельно лаконична. Это движущиеся на колесах, открывающиеся и закрывающиеся в полумраке сцены, двери. Двери — соединяющие и разъединяющие. Одежда темного цвета, современные платья с разрезами — у женщин. Иногда присутствует обувь на высоком каблуке. Темные брюки и рубашки танцоров-мужчин. Такое оформление и костюмы как бы подчеркивают: то, о чем идет речь, — для нас и о нас сегодняшних. Хотя речь идет о войне. Войне, которая началась давным-давно и «будет длиннее истории человечества... и еще не родились те, кто увидит покой». Речь — о войне страстей человеческих, о том, что человеку почему-то никак не дано понять: я никогда не стану... пока ты не станешь... Все мы связаны друг с другом тысячами незримых нитей, и все мы зависим друг от друга, и убиваем друг друга, даже не желая этого...

Руки трепещут, как птицы, прыжки-полеты порою длиннее сценического пространства, с грохотом падают на сцену камни, а на них все равно вырастает любовь... Бег по жизни и судьбе, по кругу, и кому-то выпадают сотни кругов вместе, а кому-то только два... Попеременно летят в зал любовь и ненависть, радость и страх, и сгустки этих энергий мы ощущаем физически: такой огромной силы заряд был послан...

Весна...

«...Париж 1920 года, «сумасшедшие годы». Шампанское, танцы, спектакли «от кутюр», живопись, скульптура, архитектура, кинематограф, все смешалось в «сияющем городе» у подножия Эйфелевой башни и Триумфальной арки. Празднуют музыканты и поэты, дождавшиеся мира и обновления, возможности наслаждаться красотой, радостью творчества». Именно в это время образовалась «французская шестерка» композиторов: Д.Мийо, А.Оннегер, Ф.Пуленк, Ж.Орик, Л.Дюрей, Ж.Тайфер. Их духовными наставниками и генераторами идей были известный музыкальный деятель Э.Сати и драматург и поэт Ж.Кокто. Свежим ветром, бунтарским духом, отрицанием авторитетов веет от произведений «шестерки», пришедших на смену романтизму. Они и составили программу спектакля-концерта «Суар де фет», в котором принимали участие актер и режиссер Клод Конфортес; пианистка, обладательница семи первых премий Высшей национальной музыкальной консерватории в Париже Моник Буве и певица, лауреат первой премии конкурса франко-японской музыки и премии литературы и искусства Международного конкурса исполнителей французских мелодий в Париже Юми Нара. Самое ценное то, что в спектакле были представлены песни-шансоны, которые распевались в кафе-шантанах, — наименее известные в Украине произведения композиторов. Таким образом киевлянам открылся новый аспект в их творчестве. «...Музыка, песни расцветали на Монмартре, Монпарнасе, Елисейских полях, в Латинском квартале и обошли весь мир». Не миновали они и Киев.

...И музыка

«...И увидел я ангела, сходящего с небес... Он ступил правой ногой на море, а левой — на землю... и произнес клятву именем того, кто живет вечно и сказал: «Не будет больше Времени, но прозвучит труба седьмого ангела, и свершится таинство господне». Эта цитата из Апокалипсиса вдохновила находящегося в лагере для военнопленных Оливье Мессиана в сентябре 1941 года на написание «Квартета на конец времени». Вместе с произведениями Тристана Мюрая («Тринадцать оттенков заходящего солнца»), Клода Дебюсси («Сиринкс»), Эжена Бозза («Буколика»), «Квартет» прозвучал в исполнении ансамбля современной музыки «Фрески» из города Одессы, дипломанта VI Международного конкурса камерных ансамблей им.К.Солива (1994, Италия).

Уже стали доброй традицией музыкальные вечера по пятницам (последняя пятница каждого месяца; июль—август — каникулы) в Доме ученых, во время которых французская музыка звучит в исполнении украинских музыкантов. Об этих концертах я попросила рассказать Лесю Олейник, консультанта ФКЦ, секретаря правления Союза композиторов Украины.

— Наши вечера дают возможность показать всю панораму французской музыки: от самой старинной до современной. В то же время особое внимание обращается на произведения, наименее известные в Украине. Вечера устраиваются по жанрово-тематическому принципу: хоровая, инструментальная, симфоническая, фортепианная музыка, вокал. ФКЦ обеспечивает украинских музыкантов нотами, которые они получают бесплатно, — это очень большое подспорье, с нотами огромные проблемы в связи с положением об авторских правах; они либо очень дорогие, либо вообще недоступны. Например, чтобы в Киеве один раз без права повтора и без права тиражирования нот прозвучала 3-я симфония Сен-Санса (в исполнении Национального симфонического оркестра Украины), Франции пришлось заплатить 2500 франков за ноты. Большую помощь в музыкальной деятельности ФКЦ оказывает также Французская ассоциация содействия искусству. Сейчас появилась новая идея: приглашать на эти вечера и французских композиторов, которые будут исполнять украинскую музыку. Все это, конечно, связано с дополнительными расходами: проезд, проживание, гонорар, их берет на себя французская сторона, ведь наши музыкальные вечера — бесплатные для слушателей. Хочу, воспользовавшись случаем, сказать большое спасибо директору Дома ученых Галине Александровне Стрижак, которая бесплатно предоставляет помещение, а также Украинскому радио, тоже бесплатно анонсирующему наши концерты.

В наших планах — устройство и проведение подобных музыкальных вечеров: французской музыки для детей в филармонии. Сейчас грядет фестиваль, посвященный 250-летию Березовского. Он будет называться «Березовский и его время», и поэтому в рамках этих концертов прозвучат произведения старинной французской музыки, исполненные на бандуре (переложение и исполнение Романа Гринькива). А также наших слушателей ожидает сюрприз: дело в том, что посол Франции в Украине господин Доменик Шоссар имеет диплом Парижской консерватории по классу скрипки. Он находится в прекрасной музыкальной форме, играет сейчас с пианистом Владимиром Шамо и будет выступать в наших вечерах, начиная с ноября. Так что киевляне смогут познакомиться с ним как со скрипачем, что, конечно же, очень приятно, ибо ничто так не сближает народы, как взаимообмен в области культуры и искусства.

...Небольшой зал Дома ученых был переполнен... Черные фигуры музыкантов резко выделялись на фоне белого убранства сцены. То нежные, то бурные, то тревожные звуки музыки наполняли пространство, и, глядя на просветленные лица слушателей, и, следя за руками и губами исполнителей, извлекающих эти чудные звуки, я вспомнила А.Вознесенского: «...И прогрессист и супостат, мы материалисты с вами, но музыка — иной субстант, где не губами, а устами...» Кажется, в этом и заключается все различие между повседневностью бытия и прекрасными мгновениями соприкосновения с искусством. Французским в данном случае. За что большое спасибо французскому Культурному Центру в Киеве.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно