Недавно попала мне в руки небольшая по размерам книга «В старому Києві». Автор ее, украинский кинематографист и писатель Григорий Григорьев, родившийся в конце прошлого века, вдохновенно и увлекательно рассказал о многих сторонах жизни «матери городов русских» в первой четверти двадцатого века. А в одной из глав делится своими воспоминаниями о Киевской опере, которую начал посещать в весьма юном возрасте. Приобщению его к этому элитарному тогда искусству способствовало то, что отец Григория служил в театре капельдинером, а мать - уборщицей.
В числе популярных в те времена у киевских поклонников оперы певцов и певиц Григорьев с большой теплотой называет полузабытую ныне, а тогда выдающуюся оперную певицу, лучшее, как писали ее современники, сопрано начала двадцатого века - Клару Исаковну Брун, ставшую впоследствии и не менее видным воспитателем вокалистов.
Клара Исаковна Брун родилась 1 декабря 1876 года в многодетной семье кантора из местечка Златополь. Сколько помнила себя Клара, она все время пела. В семье царил музыкальный дух. Все пели, музицировали, но лишь Кларе было предназначено сделать пение своей профессией и снискать на оперной сцене заслуженную славу.
Получив предварительную подготовку у профессора Леветацце, Клара поступает в Венскую консерваторию. Материальное состояние родителей не позволяло ей рассчитывать на помощь семьи. Получить музыкальное образование помогли богатые спонсоры. В 1899 году Клара заканчивает консерваторию. К этому времени в ее репертуаре было около двадцати пяти оперных партий. Что было весьма редким явлением среди таких, как она, не оперившихся вокалистов. Сразу же после окончания она получает приглашение в труппу Магдебургской оперы, но, уступая просьбам отца, возвращается в Россию, где дебютирует в Николаеве в составе антрепризы известного антрепренера Буховицкого.
Первое же выступление Брун в партии Леоноры в опере Верди «Трубадур» имело шумный успех, и после первого же сезона в Николаеве она получает приглашения от многих крупных антрепренеров. Свой выбор Клара Брун останавливает на одесской труппе известного антрепренера Любимова. Ну а затем завоевавшую популярность зрителей и делающую огромные сборы певицу наперебой начинают приглашать во все оперные труппы крупных городов России. Москва, Петербург, Киев, Харьков, Екатеринослав (теперешний Днепропетровск), Херсон, Каменец-Подольский, Полтава, Житомир, Воронеж, Курск, Нижний Новгород, Ростов, Казань, Иркутск, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Томск и даже до самых до окраин - Владивосток - вот далеко неполный перечень городов, на сценах которых блистал вокальный и драматический талант Клары Брун. И все же большая часть ее сценической карьеры была связана с Киевом. Здесь, кстати, она познакомилась со своим будущим мужем, тоже премьером-баритоном и любимцем киевских меломанов Оскаром Камионским. Рассказывают, что ее родители, присутствовавшие на представлении оперы «Мазепа», где их дочь пела Марию, а Камионский, как всегда с большим успехом, - Мазепу, сказали Кларе после спектакля: «А из вас и в жизни могла бы получиться неплохая пара». И как в воду глядели. Вскоре Камионский и Брун стали мужем и женой. Но жизнь актеров в те времена заставляла их надолго расставаться друг с другом. И в то время, когда Камионский где-нибудь пел Демона или Риголетто, Скарпио в «Тоске» Пуччини или Евгения Онегина, Клара выступала в другой труппе и пела очередную партию из своего огромнейшего репертуара. И многочисленные слушатели замирали в восторге, когда Клара Брун появлялась перед ними в образе Аиды, Тоски (она, кстати, была первой в России исполнительницей этой партии), Леоноры, Валентины в «Гугенотах» Мейербера, Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Татьяны в «Евгении Онегине», Лизы в «Пиковой даме», Иоланты в одноименной опере Чайковского, Маргариты в «Фаусте» Гуно, Маши в «Дубровском» Направника, Брингильды в «Валькирии», Елизаветы в «Тангейзере» Р.Вагнера, Дездемоны в «Отелло» Верди. Впрочем, легче назвать те партии, которые не пела Клара Брун. Ведь в ее репертуаре их было около ста. Кроме того, она много пела, выступая как камерная певица во время многочисленных концертных турне по городам России, Германии, Австрии, Франции и других стран Европы.
Ее неоднократно приглашали на партии сопрано в оперные театры Европы. В разные годы Клара Брун пела в Королевской опере в Праге и Императорской - в Вене. А вот ни в Большом, ни в Мариинке ей - сопрано с европейской известностью - петь не пришлось. Здесь царили раз и навсегда принятые строгие правила, согласно которым лица иудейского вероисповедания на сцену императорских театров не допускались. Рассказывают, что однажды все же из Большого последовало приглашение, но с условием изменения вероисповедания. Клара, которая практически никакой религии не исповедовала, тем не менее изменить оную категорически отказывалась, зная, какую глубокую рану нанесет этим отцу, посвятившему голосовые данные своей религии.
Те, кто знал Клару Исаковну, всегда поражались тому, что у нее была «одна, но пламенная страсть» - служение высокому искусству. Человек скромный в личной жизни, она всю себя отдавала сцене. И перефразируя слова Маяковского, могла бы сказать о себе: «Я певица, этим и интересна». Личное счастье Клары Брун было недолгим. Она рано лишилась своего спутника жизни и частого партнера по сцене Оскара Исаевича Камионского, который скончался от тяжелой болезни в 1917 году. В раннем возрасте ушел из жизни и ее единственный сын.
Забвение она находила в любимом творчестве. Хорошо знавшая Брун концертмейстер театра Н.Скоробогатько в своей книге «Записки оперного концертмейстера» отмечала: «На протяжении 1923-25 годов я слушала Брун в Киевском оперном театре. Помню, как она пела партию Елизаветы в опере Вагнера «Тангейзер». С какой глубокой печалью звучала у нее молитва в последнем действии. Это была вершина кантиленного пения при идеальной чистоте интонирования».
В 1926 году Клара Исаковна Брун оставляет сцену и переходит на педагогическую работу. С 1934 года она доцент Киевской консерватории. С 1939 года - профессор. А годом ранее в связи с 25-летием консерватории ей присваивают звание заслуженной артистки УССР.
С началом войны Клара Исаковна выезжает в Баку, где до 1944 года руководит студией при филармонии. По возвращении в Киев она вновь продолжает преподавательскую деятельность в консерватории, где работает до 1952 года.
В числе ее учеников были Л.Лобанова-Рогачева, Т.Михайлова, Г.Сухорукова и другие вокалисты, ставшие в дальнейшем ведущими певцами различных музыкальных театров.
Умерла она 25 октября 1959 года.
В декабре 1996 года музыкальная общественность Украины могла бы отметить стодвадцатилетие со дня рождения Клары Исаковны Брун. Могла, если бы кто-нибудь об этом вспомнил. Посему эту публикацию прошу считать маленькой данью ее светлой памяти к этой дате.