Скрипачка из Америки Соломия Ивахив: "В Украину мы возвращаемся не для заработка..."

4 июня, 2016, 00:01 Распечатать Выпуск №20, 4 июня-11 июня

Скрипачка Соломия Ивахив гастролирует по миру, популяризируя украинскую музыку. Она училась в Музыкальном институте Куртиса в Филадельфии и стала первой украинкой-концертмейстером симфонического оркестра за 90-летнюю историю элитарного учебного заведения.

Скрипачка Соломия Ивахив гастролирует по миру, популяризируя украинскую музыку. Она училась в Музыкальном институте Куртиса в Филадельфии и стала первой украинкой-концертмейстером симфонического оркестра за 90-летнюю историю элитарного учебного заведения.

Сегодня Соломия заведует струнным отделением и является профессором скрипки и альта в университете Коннектикут. Также возглавляет Музыкальную серию Украинского института Америки. 

Кроме зарубежных выступлений, приезжает играть и в Украину. В частности, она принимала участие в Международном музыкальном фестивале "Виртуозы" в филармонии ее родного Львова.

— Соломия, недавно вышел ваш с пианисткой Ангелиной Гаделией компакт-диск "Путь к свободе — 100 лет украинской классической музыки для скрипки и фортепиано". Что побудило создать профессиональную запись украинской классики?

— Мы хотим продемонстрировать миру очень утонченный, интеллектуальный и разнообразный пласт украинской культуры. На диске — лучшие образцы постмодерного, неоромантического, экспрессионистски-модерного и неофольклористского течений музыки. Это произведения восьми композиторов: Косенко, Скорика, Карабица, Лятошинского, Щетинского, Сильвестрова, Станковича и Кривопуста. Эти авторы знаковые, поскольку, несмотря на давление советского государства, указания творить по шаблонам, находили свой голос, демонстрировали собственное видение.

Записать диск меня мотивировал композитор Богдан Кривопуст. Его заинтересовало мое понимание музыки, сочетание в игре культуры Украины и Запада. Я выросла во Львове, но уже почти 20 лет живу за границей. Высшее музыкальное образование получила в США. Поэтому украинскую музыку воспринимаю в своеобразном ракурсе.

Интересно, что музыканты из Украины, прослушав записи, сказали, что я, вместе с пианисткой Ангелиной Гаделией, совершенно по-иному открыла им классиков.

Ангелина хорошо понимает ощутимую в музыке композиторов трагедию уничтожения человека советским режимом. Ее дедушка, как и мой, был сослан в Сибирь. 

А в целом этот проект объединил многих украинцев и американцев украинского происхождения. Аннотации написал Вирко Балей — композитор, дирижер, пианист. Живет в США, но детство провел на Львовщине. Во времена "железного занавеса" популяризировал украинскую музыку в Америке.

Для обложки мы использовали картину львовской художницы Соломии Когут. На ней изображены две птицы, стремящиеся подняться вверх, туда, где свобода. С дизайном нам помог Лев Раковский, у которого украинские корни.

А еще работали Украинская академия свободных наук в Нью-Йорке, фотографы... В общем, я шучу: "It takes a village". Так чаще всего говорят, когда хотят обозначить, сколько усилий потребовалось для воспитания ребенка.

Ивахив
Соломия Ивахив и Ангелина Гаделия

— Насколько проект успешный в мире? Как воспринимала публика произведения украинских композиторов на концертах?

— Чтобы музыкальный продукт было легче популяризировать, важно, чтобы его выпуском занималась известная компания. К счастью, наш компакт-диск выпущен престижными Labor Records и NAXOS. Запись в известной Академии искусств и литературы в Нью-Йорке осуществила популярный продюсер, четырехразовая обладательница премии "Грэмми" Джуди Шерман. 

NAXOS распространила диск среди 9 тыс. библиотек мира. Кстати, на iTunes "Путь к свободе" занимал четвертое место среди новых альбомов классической музыки.

Также мы играли на концертах в Колорадо-Спрингс, Кембридже, Бостоне, Нью-Йорке. Везде была большей частью американская публика. Американцы говорили, что приятно поражены, насколько интересна украинская классика. Лично для меня незабываемым стало выступление в Колорадо. Был День вышиванки, и около двух десятков украинцев пришли на концерт в вышитых сорочках. Тогда я поняла, что мы не только популяризируем украинскую музыку для иностранцев, но и даем возможность встретиться разбросанной по миру громаде.

Хотим сыграть еще в Риме, Лондоне, Париже, Львове, Киеве... В Украине, конечно, организовать концерты легче всего, а вот о том, что нас ждут только с украинской программой в только что перечисленных столицах, пока что похвастаться не могу. Говорила с коллегами из Лондона, они говорят, что нет интереса к не весьма популярной музыке других наций. Я думаю, что Америка восприняла нашу программу, поскольку построена на эмигрантах. Очевидно, именно поэтому им интересно узнать о культуре людей, которые находятся рядом, в море разных национальностей.

Было бы хорошо, если бы послы Украины, диаспора, Министерство культуры проявили интерес к проекту и помогли в организации концертов.

Что же касается восприятия музыки, то самое интересное, что во Львовской областной филармонии, когда я более года назад играла там произведение Александра Щетинского "Эпизод из жизни поэта", публика его не восприняла. А вот в Нью-Йорке слушатели были в восторге от фантазии о Шевченко. То есть в Украине не привыкли к новому искусству. Щетинский — замечательный композитор и, очевидно, для кого-то слишком современный. 

— Музыкальная серия Украинского института Америки, директором которой вы являетесь шестой год, когда организовывает концерты, то ставит в программу только украинскую музыку или же и произведения мировых классиков?

— На наших мероприятиях звучат произведения композиторов разных стран. Но в следующем сезоне попробуем играть только украинскую музыку и посмотрим, будет ли интерес. 

В целом идея музыкальной серии — популяризировать украинские произведения и исполнителей в американской среде. Также приглашаем выступать известных музыкантов США и предлагаем им исполнить произведение нашего композитора. Надеемся, что сыграют эти композиции и на других своих выступлениях. 

Музыкальная серия существует уже 28 лет. Начали ее, в частности, скрипач Олег Крыса и пианист Николай Сук. 

А Украинский институт Америки работает в самом сердце Нью-Йорка еще с 1948 г. Его основатель, украинский изобретатель Владимир Джус тогда решил: хотя Украины как отдельного государства официально и не существует, ее искусство должно быть на виду. 

— Чтобы украинская культура стала известной, ее надо поддерживать. Как считаете, что можно сделать для развития современной музыкальной среды в Украине?

— Люди в государственных учреждениях должны привлекать к проектам украинских музыкантов, которые работают и живут за границей. 

В Украину мы возвращаемся не для заработка, а хотим приобщиться к подъему искусства, помочь, представить другое видение музыки, ее исполнение. Например, на открытие фестиваля "Виртуозы" я и дирижер украинского происхождения Теодор Кучар приехали за собственные средства. В июне со мной в Киев более суток будет лететь бельгийский пианист — тоже за свои деньги. Мы открыты к сотрудничеству, но не видим инициативы со стороны Украины.

Я, кстати, уже в течение многих лет мечтаю организовать летнюю музыкальную школу. Можно пригласить великих музыкантов-украинцев, признанных во всем мире. Например, Роман Симович — концертмейстер Лондонского симфонического оркестра, Игорь Лещишин — первый гобоист в Оперном оркестре Кеннеди-центра в Вашингтоне, Олеся Куриляк работает в Венском симфоническом оркестре... Все согласились бы дать мастер-классы. Но в разгар наших карьер мы не можем ездить искать учеников, которые желали бы этого. Да, мы консультируем украинских студентов частным образом, но надо было бы организовать обучение на высоком уровне для многих.

Меня удивляет, что в Украине богатые люди почти не поддерживают культуру. Надо ментально меняться. Да, вложения в искусство дадут результат через лет двадцать, а не сразу. Но ведь нельзя жить нынешним днем — нужно думать, как вложить инвестиции не для себя, а для последующих поколений.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно