ШАНС ДЛЯ УКРАИНСКОГО КИНО

4 декабря, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 4 декабря-11 декабря

Переход киноотрасли на рыночные условия неизбежен, тем более, что стихийно он уже осуществился. Ки...

Переход киноотрасли на рыночные условия неизбежен, тем более, что стихийно он уже осуществился. Кинопрокат отторжен от кинопроизводства, а это значит, что структуры, доносящие продукцию до зрителя - прокат, телевидение, видео - работают по законам рынка, фактически без вмешательства государства, и дела идут неплохо. В отличие от кинопроизводства, которое, пребывая в руках государства, из-за отсутствия денег - и государственных, и частных, - пришло в упадок. Откуда ему ждать спасения? Некоторые кинематографисты лелеют надежды на спонсоров или инвесторов, которые вложат деньги, если государство упразднит налоги на спонсорскую благотворительность и займется протекцией отечественного кинопроизводства. Такая поддержка крайне необходима - без этого нечего говорить о развитии украинского кино. Но даже если бы это произошло немедленно, вряд ли возможны быстрые успехи в кинопроизводстве, учитывая нынешнее состоянии экономики страны.

Есть еще один, совершенно реальный, а не предполагаемый гарант развития - потребитель продукции. Ведь потребляется ее нынче много, даже с избытком - это заметно невооруженным глазом: киоски с фильмами на видео множатся, как грибы после дождя. Отечественные телеканалы вообще бьют рекорды по количеству фильмов на экранах.

Активность нашего потребителя кино радует (качество потребляемого продукта - уже другой вопрос). Но в этой массе продукции нет фильмов украинских. И чтобы хоть какая-то часть средств от реализации кинопродукта шла на украинское производство, необходимы юридические рычаги. Включить их попытались в начале 1998 года - Верховная Рада Украины приняла долговынашиваемый Закон о кино (для сравнения - Закон о кино в Чехии принят еще в 1992 году). Спустя какое-то время на основании этого закона Кабинет министров принял постановление о квоте - 30 процентов украинских фильмов на кино- и телеэкранах.

Телеканалы немедленно отвергли это постановление и саму возможность его осуществления. Протест понятный, ибо осуществление квоты нарушает существующий статус кво - TВ имеет широкую аудиторию и прибыль от рекламы, соединенной с показом фильмов, упрямо повторяя версию о низком зрительском рейтинге украинских фильмов. Известно, что выход в эфир - деятельность коммерчески выгодная.

Государство должно использовать в собственных интересах, кроме того, диктовать условия работы телеканалам, а не наоборот. Пользователи эфира должны возмещать государству за это пользование, а главное - поддерживать интересы государства, в том числе его кино. Нельзя надеяться, что телеканалы, чьей целью есть прибыль, добровольно будут давать деньги на украинское кино. Но основной аргумент пользователей эфирного времени против квоты - невозможность ее выполнения. Нет, мол, украинских фильмов. Квотирование - путь к самоуничтожению, объясняет генеральный директор канала «1+1» А.Роднянский, - ибо, если внедрить квоту, то из-за отсутствия украинских фильмов одну и ту же картину пришлось бы показывать 74 раза в год.

Это так неизбежно? Кто установил количество фильмов в год на телевидении, кроме самых телеканалов? Во Франции, например, защищая интересы кинопроката, в выходные на телевидении вообще не позволяют показывать фильмы. Во-вторых, действительно ли квотирование - путь к самоуничтожению?

Обратимся к фактам. Впервые внедрить квоту Великобританию вынудило появление американских звуковых фильмов. Язык американского кино англичане выдержать не могли - даже в палате общин зазвучали голоса, которые требовали защитить английскую культуру от его деморализирующего влияния. В результате здравый смысл победил и в 1929 году вышел закон о квоте, обязывающий кинотеатры демонстрировать английские фильмы. Это оживило английский кинематограф: если в 1926 году выходило в год 26 фильмов, то в

29-м - уже 128, а в 33-м - 159. В это время выходят фильмы А.Корды, которые имели мировой успех, начал свою карьеру А.Хичкок. В 1939 году был принят новый закон о квоте, который предполагал 25 процентов, в 50-м - 30 процентов. Английское кино, имеющее сегодня ощутимые творческие успехи и известные миру имена, вероятно, достигло этого благодаря тому, что государство не оставило без поддержки свой кинематограф.

Еще один пример - Италия. В 1936 году государство начало помогать собственному кинематографу - выдавать авансы, кредиты, премии. Кроме того, для собственного кино было создано привилегированное положение в прокате - квота на итальянские фильмы - 30, потом 50 процентов. Была установлена государственная монополия на импорт зарубежных фильмов. Цель всего этого - оживить итальянское кино, сделать его конкурентоспособным. Если в 1937 году в Италии выпускали 37 фильмов, то в 1940-м - 86. Был основан международный кинофестиваль в Венеции. Спустя несколько лет возникло такое яркое явление, как итальянский неореализм, а потом еще более впечатляющие имена Ф.Феллини, Л.Висконти, М.Антониони, П.Пазолини.

Примеры поддержки своего кино европейскими странами можно продолжать. Но уже понятно одно: государство отстаивает интересы национального кино - как бы не протестовали по этому поводу коммерсанты от кино.

Внедрение квоты - очень нужный шаг, который предоставляет шанс для украинского кино. Вопрос - как этот шанс использовать.

Показывать есть что - запаса отечественных фильмов в Украине, по информации заместителя министра культуры и искусств Г.Чмиля, хватит на два года, даже в условиях интенсивного телепоказа. Во-вторых, часть средств от прибылей телевидения должна идти на развитие украинского кино, на кинопроизводство. Как правило, в других странах аккумулирует эти средства Фонд развития кино - он в Украине уже создан. Здесь должно сделать шаг государство - определить и установить тот самый процент (начальник управления кино Министерства культуры и искусств Украины М.Мазяр считает, что хватило бы 5 процентов прибыли от рекламы, чтобы оживить кинопроизводство.

...Пока что картина такая: с 12 по 28 октября 1998 года на двадцать одном телеканале в Украине было показано 900 фильмов. Из них только 22 -украинских (данные Министерства культуры и искусств)…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно