Прошло 86 лет с того времени, как советские органы НКВД расстреляли украинского художника Михаила Бойчука, монументалиста и основателя самобытной школы, всем известной под названием "бойчукизм". Его казнили 13 июля 1937 вместе с его учениками Василием Седляром, Иваном Падалкой и Иваном Липковским.
Как пишет преподавательница Киевской государственной академии декоративно-прикладного искусства и дизайна Елена Осадчая, в обвинительной статье некоторого М. Соломонова, опубликованной незадолго до казни 30 марта 1937 года (газета «Известия») говорилось:
"С негодованием говорили "художники" о врагах народа – Бойчуке, Седляре, Падалке, которые в своих работах искажали нашу действительность и всячески тормозили развитие украинского советского изобразительного искусства и подчеркивали необходимость как можно быстрее ликвидировать последствия их взрывной работы…".
Именно эту статью привлекли к следствию по обвинению постановлением начальника отдела УГБ НКВД УССР. И фактически она стала одним из толчков к убийству.
Арест произошел 23 ноября 1936-го. Бойчуку инкриминировали руководство "национал-фашистской террористической организацией", все его фрески в срочном порядке заштукатурили сразу после заключения.
Еще одной из формальных оснований для ареста и обвинения в «шпионаже» и участия в «контрреволюционной организации» стала поездка Бойчука, его супруги Софии и учеников за границу, в Немецкое государство, Французскую республику и Королевство Италия.
Софию Налепинскую-Бойчук казнили 11 декабря 1937 также как «шпионку» и «жену руководителя националистической террористической организации среди художников».
Бойчукизм – культурно-художественное явление 1910–1930-х годов; синтез украинского фольклорного изобразительного искусства и церковного искусства Византии, Проторенессанса и Украины.