21 октября в жизни популярного театра «Киев Модерн-балет» Раду Поклитару произошло историческое событие. Впервые новый спектакль "Маленький принц" показали максимально широкой общественности - онлайн, бесплатно. Театральный критик Олег Вергелис посмотрел спектакль и в своем Telegram-канале рассказал о своих впечатлениях и скрытых смыслах новой постановки.
В центре спектакля - новое прочтение известной истории о Маленьком принце, о его представлении ценности отношений двух индивидов, где каждое путешествие новой планетой - глубинное понимание сущности личности. Это рассказ о превосходстве простых вещей и ценностей над суетой и сложностью «мира взрослых», о значимости детства, как главного периода человеческой жизни. Балет поставили на музыку Моцарта и украинских колыбельных.
«Этот спектакль не такой уж и сладкий на вкус, чего можно было бы ожидать от пластической истории о принце-философе, который спасает свою маленькую планету от коварных баобабов и знает цену большой дружбы.
За время, пока моделировали этот балет, мир и планета оказались в плену новейших мутирующих баобабов - страшным лишаем нашу планету опоясал ужасный коронавирус, превратив жизнь в капризную пандемическую реальность.
Поэтому привкус горького шоколада настоящего есть и в новом балете Поклитару. Не практически и не визуально. В этой новой балетной истории, наоборот, какая-то тихая печаль. Не что-то вроде - мы все умрём... А с другой стороны - где бы найти бедным землянам какую-то новую идеальную планету для своего тихого счастья, если старая планета, судя по информлентам, свой гуманитарный потенциал уже вроде и исчерпала.
Маленький принц перемещается на сцене, в пространстве и во времени, встречая своих старинных друзей - Летчик, Лис, Роза, другие. Траектория сюжетного полета не изменилась, но изменились обстоятельства в нашем Космосе.
В премьерном балете Маленького принца воспринимаю далеко не как милое сладкое любопытное дитя с широко открытыми глазами.. В новом балете, соответственно, и герой повзрослел. Это отнюдь не искренний милый наивный ребенок, а стройный воспитанный подросток в период своего позднего полового созревания. И он уже многое хочет... Хочет не только узнать знаки бесконечности (как Земфира в своей песне), а узнать и нечто другое, о чем постоянно думают подростки в этом возрасте, муштруя свои телефоны с соответствующими видео...
Маленький принц уже вырос - как бы намекает Поклитару. И его желанная планета также постарела, - как бы намекает автор проекта. И что же тогда остается?
Остается прекрасный сон о прошлом, о вчерашнем идеализме, оптимизме и наивности... Да, мы действительно в ответе за тех, кого приручили. Но и прирученные могут со временем превратиться в чудовищ. Сон мечты иногда рождает собственных чудовищ.
Сам Поклитару задолго до спектакля спойлерит секрет своего балета, когда анонсирует его важную музыкальную составляющую - это украинские колыбельные. По желанию, можно и так прочитать этот новый балет - юному принцу приснились добрые времена, когда он был еще маленьким принцем, мир вокруг был другим, а встречи интереснее... В балете такой прием ожидаемый и возможен на все 100%.
В общем, премьерный Маленький Принц от Раду Поклитару - проект синкретический и эгоцентричный. Синкретизм - через комбинацию на территории одного хореографического текста элементов разных - и родственных, и антагонистических. К узнаваемому хореографическому почерку Раду Поклитару добавляются... определенные элементы кукольного театра (некоторые персонажи и заданы как куклы-марионетки), элементы анимации, компьютерной графики, а еще есть украинские колыбельные (как отдельная но родная этому сюжету планета), конечно здесь есть и музыка совсем юного Моцарта, которая в спектакле иногда доминирует над хореографией, будто вырывается на первый план, когда хочешь только слушать и поменьше смотреть (простите, на то он и гений, Моцарт).
Хореографический почерк Поклитару именно в Маленьком принце, на мой онлайн-взгляд, отличает некая конвульсивнисть (от слова - конвульсии), образно говоря. И это, кстати, также ложится на вероятный концепт больного мира, о котором хочет забыть о своем сне некогда маленький Принц.
Хореографическая партитура обостряется постановщиком через сцены-дуэты. Принц и Лис, принц и Роза. Такие сцены решены убедительно, эмоционально, остро, характерно. Так и предвижу, как автор хотел бы выпустить в отдельных сценах свои гротескно-острые шипы, на что он большой мастер. Но вижу как сам себя сдерживает. Шипов и так вокруг достаточно, поэтому здесь - о лепестках Розы.
Я не являюсь выдающимся титулованным поклитаруведом в нашей арт-среде, но беру на себя смелость сказать, что Маленький Принц - самый личностный балет Раду. Самый эгоцентричный. Ставит о Принце, думает о себе. Это проявляется и в хореографических решениях, когда Автор (постановщик) постоянно предпочитает доказать свой приоритет над Экзюпери, над Моцартом, над Принцем. То есть, для балетмейстера это довольно личностная история. Воспоминание о сне собственного детства, когда, например, прятался в кишиневской школе от учителей, накрыв себя металлическими корытом.. И это корыто из прошлого - также его детская планета, панцирь от обыденности, защита от баобабов», - написал Вергелис.