Раду Поклитару: "Шоу должно продолжаться. Но без меня..."

Поделиться
Раду Поклитару: "Шоу должно продолжаться. Но без меня..."
Наш известнейший хореограф Раду Поклитару вскоре представит в Одессе свой авторский фестиваль балета "Лето в стиле модерн" (шесть вечеров - семь постановок). Проекту предпослан эпиграф: "Когда у тебя отсутствуют табу, твоя палитра становится только богаче…" Накануне фестиваля и накануне десятилетия "Киев модерн-балета" Поклитару рассказывает ZN.UA о творческой палитре театра, расставании с СТБ, грядущей премьере "Ближе, чем любовь", а также о своем резонансном "Гамлете" на сцене Большого.

Наш известнейший хореограф Раду Поклитару вскоре представит в Одессе свой авторский фестиваль балета "Лето в стиле модерн" (шесть вечеров - семь постановок). Проекту предпослан эпиграф: "Когда у тебя отсутствуют табу, твоя палитра становится только богаче…"

Накануне фестиваля и накануне десятилетия "Киев модерн-балета" Поклитару рассказывает ZN.UA о творческой палитре театра, расставании с СТБ, грядущей премьере "Ближе, чем любовь", а также о своем резонансном "Гамлете" на сцене Большого.

- Немногие хореографы в стране могут похвастаться подобными фестивалями, такими, как твой в Одессе. Но, судя по всему, это уже не первая подобная попытка…

- Пожалуй, это попытка номер два. "Киев модерн-балет" спустя непродолжительное время после своего основания проводил аналогичный фестиваль в Киеве, в помещении театра оперетты. К тому проекту проявили внимание серьезные люди из мира музыки, из продюсерской среды. В частности, приезжал Владимир Урин, ныне гендиректор Большого.

Что касается "Лета в стиле модерн", то здесь предполагается следующее - сделать июльскую театральную жизнь в Одессе более насыщенной. Шесть вечеров в Одесской опере - это семь наших постановок. Среди них проекты-долгожители, такие как "Кармен.TV". Есть и недавние премьеры - "Долгий рождественский обед", "Женщины в ре миноре".

- Если вспоминать первые шаги "Киев модерн-балета" и осознавать его нынешний этап, то как бы ты сам охарактеризовал десятилетний период творческих "метаморфоз"? Каким театр был? Каким стал?

- За этот период, собственно, за десять лет, что-то приобретается, но что-то и теряется.

- Что именно теряется?

- Например, теряется детское волнение перед каждым спектаклем. То, что вначале воспринималось как трогательное любительство, как сдача крови, как ответственный экзамен - все эти состояния с течением времени, естественно, трансформируются.

В первые сезоны мы жутко переживали по поводу любой монтировки. Артисты буквально тряслись из-за каждой мелочи.

То волшебное чувство прежнего трепета все-таки постепенно уходит…

- Помнишь, как Фаина Раневская в одном из интервью Натальи Крымовой тоном прокурора говорила: "Из театра уходит трепет"?

- Да, но это все-таки несколько разные вещи… Конечно же, хочется, чтобы трепет в театре "трепетал" постоянно! Однако невозможно профессионалу трепетать все десять лет. Эдак можно и "истрепетаться" совсем…

Сейчас вместо прежнего волнения появился серьезный профессионализм. То, на что раньше у нас уходило несколько дней работы, сейчас можем сделать за несколько часов. Причем более качественно.

Общий уровень "Киев модерн-балета" по сравнению с первыми его выступлениями вырос. Правда есть и скептики, которые говорят: "Раньше все было ну вот прямо такое…"

Ребята, а вы возьмите записи наших первых спектаклей и посмотрите внимательнее на те танцы, затем сравните их с нынешними. И поймете, насколько "Модерн-балет" все-таки стал сильнее. Из трепетных энтузиастов превратились в серьезных профессионалов. Собственно, в этом и есть предварительный итог.

- Возвращаясь к авторскому фестивалю, напомню, что там семь разных балетных сюжетов. Какая из этих историй для тебя имеет особенное значение, важный творческий слом - в плане замысла, рождения, репетиционного периода, переосмысления собственного опыта?

- В таком ракурсе ничего не могу выделить. Конечно, мне как автору всегда ближе последний ребенок, самый младший. Тем не менее, в репертуаре есть и такие бестселлеры как "Щелкунчик", "Лебединое озеро", а есть эстетские постановки - "Женщины в ре миноре", "Долгий рождественский обед". И то, и другое имеет право на существование. А зритель имеет право выбирать то, что ему ближе.

- Многие твои постановки, в том числе и названные, предполагают явное тяготение к театру драматическому: конфликтность, ярко выраженные характеры, сама по себе режиссерская партитура.

- Я постоянно колеблюсь между драмбалетом и чистым бессюжетным танцем. Вот, например, "Женщины в ре миноре" (на музыку И.-С.Баха): сюжет можно пересказать в одном предложении, а танцев - на полчаса. И все-таки это больше танец, нежели драматический спектакль. Хотя и драматургия там плотная.

Я вообще склонен к тому, что история никогда не мешает танцу, она только помогает ему.

Сейчас мне предстоит один проект (пока не буду его афишировать), и есть ощущение, словно меня пытаются ввергнуть в "геенну огненную" чистого танца - без поддержки литературы. Меня это настораживает. Потому что, мне так кажется, одна из сильных моих сторон в хореографии именно в том, что я стремлюсь с удовольствием сочетать хореографию и литературу. То есть работать "на грани", использовав из драматического театра лучшее, а из искусства танца - тоже лучшее.

- За длительный период работы в "Киев Модерн-балете", наверняка, приходилось размышлять, скажем так, о главных методологических особенностях своего же балетного почерка. Что можешь сказать сам о себе - о сильных сторонах этого стиля?

- А я вообще не умею и не очень хочу анализировать сам себя. Хотя у меня в дипломе и указаны две специальности - две профессии-антагонистки. В одном и том же документе написано, что я и хореограф, и искусствовед.

В свое время смеялся, когда получал диплом. Получается, могу под псевдонимом писать сам на себя хвалебные рецензии (причем качественно)?

- А у тебя есть еще и скрытый литературный дар?

- Между прочим, хорошо писал в свое время. И сейчас пишу.

Но есть опасность: препарировать собственное творчество с какой-то сугубо критической, теоретической точки зрения. Ты вроде пытаешься разобраться, из чего сам создаешь то или иное произведение. И в процессе разбора, увы, что-то исчезает, растворяется. Это как в детстве: берешь втихаря у папы часы, разбираешь их, затем собираешь, все привинтил, а оно не работает!

Вот поэтому и есть опасность - не углубляться в "рецензирование" самого себя, а заниматься только творчеством, которое часто спонтанно, импульсивно, экспрессивно, иррационально.

- Коль говорим об определенном этапе твоего театра, кого за этот период мог бы выделить из танцовщиков-актеров как главных столпов общего дела, как своих соратников?

- По поводу артистов ничего говорить не буду. Все замечательные. Скажу лучше о хореографах.

"Киев модерн-балет" создавался как мой авторский театр. Но в свое время мы затеяли гала-проект современной хореографии, который предполагал постановки молодых. Они приносили свои наработки, показывали их. Впоследствии многое выпускали на публику.

Сам процесс дорогого стоит. Потому что как раз молодым хореографам и не всегда удается выйти из андеграунда. Одно дело, когда сидишь в балетном зале и смотришь сам на себя любимого. А другое дело, когда в зале 450 человек, и ты понимаешь, что твой опус проходит серьезную проверку на прочность.

Так вот, за время существования нашего проекта, многие молодые и испытали себя как хореографы. У кого-то получилось, и он пошел дальше. У кого-то не получилось, и страшного в этом ничего нет. Нужно понимать, что хореограф - штучная профессия.

Тем приятнее, что все-таки появилось несколько имен, которыми горжусь. Например, Алексей Бусько, поставивший у нас "Видение Розы", "Времена года". Он развивается как хореограф, фонтанирует идеями.

- Судя по всему, многие из молодых хореографов подстраиваются под тебя? Испытывают непосредственное влияние твоих же творений?

- Ни на кого особо не влияю! Но если ребята просят меня что-то посмотреть, что-то подсказать, то конечно.

Вот недавно дебютировал как хореограф Сергей Кон. Его "Кукла. Новая история Коппелии" уже идет в Муниципальном театре для детей и юношества. Поздравил Сергея, понимая насколько это сложно - ставить многоактный балет для труппы, которая предполагает определенные традиции.

Когда работаю в Большом театре, я сам порой испытываю трудности. Поскольку борюсь с этой классической школой, которая как проказа изнутри проедает все тело и иногда мешает артистам быть на сцене естественными. На эту работу уходит много энергии: сделать из артистов балета естественных людей (на сцене). Так вот, Сергею это удается…

А уже 30 июня в нашем театре состоится премьера одноактного балета "Ближе, чем любовь" на музыку И.Пахельбеля, Г.Генделя, К.Глюка, А.Вивальди, Е.Боссо, А.Марчелло. Хореография и постановка Артема Шошина - солиста нашего театра и финалиста телевизионного проекта "Танцуют все" на СТБ.

Мне кажется, у Артема интересное будущее. Во всяком случае, то, что я видел на репетициях, убеждает, что стоит ожидать эстетского зрелища. Ну а то, что Артем использует музыку эпохи барокко, только доказывает, что у совсем молодых творческих людей может быть превосходный музыкальный вкус…

- Прошло более полугода после твоей премьеры "Гамлета" на сцене Большого театра. Балет был встречен очень эмоционально. Какое теперешнее послевкусие?

- Честно признаюсь: послевкусие очень сильное, невероятно острое. После постановочного периода в Большом у меня была невероятная усталость. И премьерные показы прошли в какой-то дымке. Многое просто плохо помню. Так как был невероятно измотанным, чтобы что-то трезво оценивать.

Но вот недавно полетел на второй блок "Гамлета", уже в июне. Как зритель (и как профессионал) сумел получить подлинное удовольствие от постановки. Спектакль живой, артисты растут. К "Гамлету" интерес только нарастает.

Я довольно скептично отношусь к рассказам наподобие "а на моем спектакле был такой-то выдающийся человек…" Ну и что? Тем не менее, по поводу интереса к "Гамлету" замечу: на последних по времени спектаклях был, например, выдающийся режиссер Вуди Аллен, был Валерий Гергиев. Так что спектакль живет своей жизнью.

- Собственно, "Гамлет" уже "ушел" от тебя или все-таки преследует, плетется следом, чем-то мучает?

- Понимаешь, все спектакли живут самостоятельно - вне зависимости от моих эмоций. Можно что-то откорректировать, даже отполировать. Но в целом ценнее актерские привнесения в постановку - это наилучшее. Со временем актер становится гораздо свободнее в балетном тексте. К тому же, Большой отличается тем, что у него мощнейшая исполнительская школа: они там не просто хорошие танцовщики, но еще и сильные артисты.

- Вместе со всемирно известным театральным режиссером Декланом Доннелланом вы раскрываете трагедию принца Датского - сквозь призму-ретроспекцию его трудного детства. Мол, оттуда, родом из детства, все последующие драмы и обольщения. Это твоя идея или Деклана?

- А этого уже никто не узнает! Мы три с половиной года готовили "Гамлета". И все это время провели с Доннелланом в самых разных точках Европы в разговорах о балете. Встречались в Риге, в Юрмале, в Москве, даже в Киеве.

- Доннеллан тайно приезжал в Киев? И никто об этом не знал?

- Да, в Киеве он был. Правда, этот режиссер не любит афишировать свои визиты. Так что о первоначальном авторстве той идеи, повторюсь, никто ничего не узнает.

- Что в истории принца - собственно в оригинале и в балетном тексте -лично для тебя наиболее важное и личностное?

- "Гамлет" для меня - о потерях. В первую очередь. Принц теряет поочередно практически всех в своей жизни - отца, мать, любимую, друзей. То есть всех и все. В связи с "Гамлетом" мне думалось еще вот о чем: насколько же несовершенными создал нас Господь Бог, коль не наделил способностью переживать все эти потери… Мы не умеем это делать. В том числе и об этом "Гамлет".

- Раду, многие ждут тебя в очередном сезоне телевизионного танцевального проекта на СТБ. Шоу-то будет продолжаться?

- Шоу должно продолжаться. Но без меня... К сожалению. В "Танцуют все-8" мне поучаствовать не придется, поскольку мой рабочий график, увы, не состыкуется с графиком телевизионных съемок, занимающих почти пять месяцев.

В этом году не смог позволить себе подобную роскошь, выбрав другие приоритеты. Впрочем, если запустят "Танцуют все-9", то, возможно, со временем и удастся наши графики согласовать.

- Какие проекты перетянули тебя на свою сторону, если пришлось жертвовать рейтинговым и экономически выгодным шоу?

- Это сугубо творческие проекты. В Украине, в Европе. Но раньше времени ничего не буду афишировать: от замысла до воплощения - сложный путь.

- И напоследок. Некоторое время назад ты говорил о желании получить украинское гражданство. Как с этим обстоят дела сегодня?

- Пока дела в том же состоянии. У меня просто вид на жительство в Украине: это мне помог сделать телеканал СТБ.

Но могу сказать, что я за это время получил из рук министра культуры паспорт гражданина Молдовы. А это дает помимо ощущения причастности к своим национальным корням, еще и приятный бонус - в виде безвизового режима со странами Европы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме