ПУБЛИЧНЫЙ БУМ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 августа, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 1 августа-8 августа

Этим летом на удивление обильно уродили литературные презентации. За один лишь месяц — от середины июня до середины июля — их состоялось целых пять...

Этим летом на удивление обильно уродили литературные презентации. За один лишь месяц — от середины июня до середины июля — их состоялось целых пять. И этим самым фактом они практически разбили стереотип, что лето — пора сельскохозяйственной страды, но отнюдь не литературной. Хотя, с другой стороны, неизвестно, существуют ли исследования связи катастрофического неурожая и засухи нынешнего года с презентационной плодородностью соврукрлита.

Вообще, по тем или иным причинам украинские литераторы в большинстве своем считают, что презентоваться в Киеве, с одной стороны, престижно, а с другой — скучно и неинтересно. Дескать, публика вялая, залы полупустые, драйва нет. Поэтому презентация в Киеве — эдакая печальная повинность, дань рейтингам и продажам. В свою очередь, складывается впечатление, что издатели относятся к Киеву, как к своеобразной волшебной палочке: любой ценой засветиться в Киеве — и всеукраинские продажи у тебя в кармане.

Конечно, сегодня уже уверенно можно говорить о существовании в столице развитой (по украинским масштабам) сети книжных магазинов, кафе и прочих презентационных площадок. Их знают и журналисты, и читатели. У них собственные системы информирования о будущих литературных событиях. Тем не менее — парадокс или закономерность — чуть ли не на каждой презентации (еще раз подчеркну, что речь идет исключительно о событиях в области современной украинской литературы) собирается один и тот же круг «заинтересованных» лиц — преимущественно журналистов, критиков, друзей (в большинстве своем — в одном лице); издатели жалуются на мизерные продажи во время презентаций и не слишком ощутимые сдвиги после них; авторы с чувством выполненного долга идут пить пиво.

Так в чем же проблема киевских презентаций? Или литературных презентаций вообще? Или издателя? Писателя? Читателя? Или литературы вообще? Для чего организовывается литературная презентация и чего от нее стоит ожидать?

В рыночной системе, которую сейчас пытаются усвоить украинское книгоиздательство и украинская литература, презентация нового издания (или журнала) — шаг, бесспорно, коммерческий. Или, по крайней мере, должен быть таковым. Презентация информирует потенциального читателя-покупателя о появлении новой книги, книжной серии, журнала и т.д. и предоставляет об этом издании интересную информацию, способную привлечь внимание и выделить именно это издание из моря других, появляющихся на рынке. Это сообщение читатель может получить непосредственно — явившись на презентацию, где сам автор из плоти и крови будет обращаться к нему, читать отрывки из своих произведений и раздавать автографы, повышая символическую (а может, со временем и номинальную) ценность книги. Или через масс-медиа: телеинтервью с таким-то автором, рецензии, отклики, скандалы (по желанию). Следовательно, цель презентации — это прежде всего продажа и стимуляция продажи конкретного издания.

По-видимому, это не единственно возможный способ выхода издания в свет. Скажем, литературные вечера, популярные в когда-то «начитанной» стране, — также интересная и, наконец, значительно более интимная форма общения читателя с автором. Но вопрос не в этом, а в целесообразности: то есть и литературный вечер, и презентация, и любая иная форма живого литературного общения должны отвечать своему назначению и вложенным в них средствам. Ведь даже если очень сильно закрыть глаза на финансовый аспект литературы, он все равно никуда не исчезнет.

Пресытившиеся литературой

Итак, летний сезон в Киеве открыло львовское издательство «Кальварія», бомбанув новую книгу Тараса Прохасько «Лексикон таємних знань» и буквально через неделю — новый, 17-й номер журнала «Четвер» вместе с целой серией «Бібліотеки журналу «Четвер». И хотя происходило это в разных местах, впечатление произвели почти одинаковое — невероятной скуки.

Скуки не в бытовом, а в каком-то экзистенциональном смысле. Скучали все присутствующие: презентаторы—виновники «праздника книги», гости профессиональные и случайные. Тарас Прохасько — в принципе не шоумен, но очень интересный собеседник, умеющий очаровать публику, — явно был не в настроении и выглядел очень усталым. Не усталыми, но абсолютно аморфными были Юрко Издрык, главный редактор «Четверга», и Владимир Ешкилев, который вместо того, чтобы презентовать журнал, читал себе книжечку. Вот вам и задачка с одним неизвестным: сделать динамичной презентацию, когда даже самому виновнику (по тем или иным причинам) неинтересно.

Хотя эти презентации происходили в двух разных местах — первая в «Цитрусе», а другая в «Букве» — они собрали практически одинаково узкий круг лиц, отягощенных не столько профессиональным долгом, как персональной симпатией к этим писателям. Может, это и стало причиной взаимной скуки? Ведь когда собираются давно и хорошо знакомые люди, это уже не презентация, а дружеские посиделки. Соответственно, если такие посиделки перевести в официальный формат, они превратятся в напряженное ожидание «пива», когда наконец-то можно будет поговорить по-настоящему.

Все это вполне понятно. Кроме, разве что, нескольких моментов: почему издатель не позаботился об информировании более широких кругов потенциальных читателей, чье присутствие могло бы добавить драйв писателям? Почему писатели не чувствовали своей ответственности за ход собственной презентации (даже если зал полупустой)? И в конце концов, осознавал ли хоть кто-нибудь из присутствующих — издатель, писатель или зрители, — ради чего он здесь и чего ожидает? Или и впрямь лишь отбывает какую-то призрачную повинность...

Попытка карнавала

Презентация новой книги Александра Ирванца «Очамимря» («Факт»), состоявшаяся буквально через несколько дней, оказалась абсолютной противоположностью двум предыдущим. Хотя и это действо тоже почему-то именовалось презентацией, оно более всего напоминало попытку устроить маленький карнавал. Под облачным небом, на сцене возле Арки (она же «ярмо») летали воздушные змеи, Ирванец читал свои стихи, отрывки из новой повести и через каждые 10 минут призывал купить свою книгу или другие книги издательства «Факт», разложенные «осьо на лавочці». К участию в празднике призывали также и публику, с готовностью поддающуюся на провокации.

Народу собралось немало, и не только друзей и журналистов (поскольку их, конечно, было больше всего), но и посторонней публики из числа отдыхающих. На этот вечер приглашали преимущественно по телефону, не было ни пресс-релизов, ни сообщений для прессы (коротенький факс в редакцию накануне презентации не в счет). Особой активности возле книг на лавочке я, честно говоря, тоже не заметила. Поэтому не знаю, какие выводы сделал для себя издатель, но абсолютно очевидно, что и писатель, и публика получили массу удовольствия, прерванного сильным ливнем, который остановил действо где-то на 30-й минуте.

Бесспорно, в своем формате вечер удался. Однако была ли это презентация? Или целью было только взаимное удовольствие? Возрастут ли после этого продажи? И захочет ли издатель повторить этот нестандартный опыт? Вопрос на будущее.

Как книжка пишет

Июль открылся презентацией нового сайта центральноевропейского литературного журнала «Потяг-76» (www.potyah76. org.ua) в Центре Современного Искусства. Поскольку авторы-инициаторы и исполнители проекта — Юрий Андрухович и Дмитрий Потехин — преследовали цель предоставления информации потенциальным читателям об изменении формата журнала, о его адресе, концепции, планах и надеждах, презентация состоялась в формате пресс-конференции.

Это, вне сомнения, была одна из наиболее профессиональных акций за продолжительный период. Пресс-конференция, организованная в известном месте, в удобное время, с четкими и информационно насыщенными пресс-релизами, собрала свыше 20 журналистов из самых крупных столичных изданий и три телевизионные камеры. Говорили авторы и спонсоры, продемонстрировали, как работает сайт, ответили на вопросы. Даже присутствующие друзья-журналисты тщательно записывали что-то в блокноты и задавали вопросы, то есть в этот раз выполняли свой профессиональный долг.

Конечно, можно списать это на популярную фигуру Андруховича и на раскрученный ЦСМ. А можно наоборот, задуматься, почему те, кто мог бы сидеть себе под деревом и ловить ртом вишенки, меняет рабочую одежду на костюм только на время презентации.

Порвали три баяна

Завершал презентационный месячник новый литературно-художественный журнал «Молода Україна» под шеф-редакторством Олеся Дония. И завершал, честно говоря, отнюдь не буднично. Это действо менее всего напоминало презентацию (хотя прессе были разосланы сообщения, правда, попадавшие под категорию не пресс-релиза, а листовки), а скорее походило на сельскую свадьбу. Вход в книжный магазин-кофейню «Бабуїн» был только по спискам, а праздник внутри, на заветной территории, по-видимому, начался задолго до официально назначенного времени.

Публика удивительным образом напоминала завсегдатаев закрытого более года назад клуба «Остання Барикада», однако были здесь и несколько неожиданные на «молодежной» литературной презентации личности, такие, например, как Иван Драч или Николай Княжицкий. Шеф-редактор со сцены обещал громкие презентации не только первого, но и каждого следующего номера и долго приглашал Олеся Уляненко и гурт «Вій», которые тоже значились в программе вечера, подойти к микрофонам. Но те предпочли пиво и шашлыки.

Как ни странно, но к упомянутой презентации, собственно, даже вопросов не возникает. Разве что не совсем понятно — речь шла о стенной газете украинских бойскаутов или все-таки о регулярном литературном журнале?

Вопросов, в общем, оказалось, как всегда, больше, чем ответов — хороший стимул не жаловаться на отсутствие рынка украинской литературы и плачевное состояние книгоиздательства, а экспериментировать, рисковать, предпринимать какие-то новые шаги. А прежде всего — попытаться понять, что ни художественная природа литературы, ни вялый рынок, ни неподготовленная публика не дают права на то, чтобы быть непрофессионалом и списывать свои неудачи на обстоятельства, а не на собственную лень или близорукость. Интересно, а наши аграрии это осознают?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно