ПОПЫТКА ИСПОВЕДИ

13 декабря, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 13 декабря-20 декабря

Я никогда не была истинной поклонницей Романа Виктюка. Непонятная и не всегда объяснимая личность, витающая в ореоле, на мой взгляд, слишком многошумных мнений, толков, язвительности и сплетен...

Я никогда не была истинной поклонницей Романа Виктюка. Непонятная и не всегда объяснимая личность, витающая в ореоле, на мой взгляд, слишком многошумных мнений, толков, язвительности и сплетен. Мне казалось, что такой общедоступный, слишком громкий и яркий человек не может конструировать прекрасное, а именно так благоговейно я воспринимала Театр, в котором, в принципе, и родилась... Какой из спектаклей Романа Григорьевича был первым в моей жизни, сейчас не вспомню. Зато помню все остальные. Спасибо, была возможность и нам киевлянам смотреть работы украинского режиссера, живущего не дома. Написала украинского и сама в этом засомневалась... Ведь большую часть своей жизни Виктюк за кордоном и так и не появились в его репертуаре ни украинские классики, ни современники. Но мне кажется, дело не в этом. Ведь мы приходим на спектакли, как на исповеди, и не суть важно, каким именем наречен герой и на каком языке говорит. Главное - понять и постичь происходящее.

Впервые неожиданно заинтересовалась личностью Романа Григорьевича на встрече в Доме актера, которая предшествовала гастролям в тогда еще Октябрьском дворце, - помните, сколько шума, гама, ажиотажа вызывали «Служанки», «М.Баттерфляй»... Как всегда изысканно-элегантный Роман Григорьевич легко и непринужденно режиссировал беседу с присутствующими, самыми высокими и лестными словами представлял своих актеров... Все внимали изыску беседы, но вдруг ситуация изменилась. Речь зашла о спектаклях, которые и вправду были одними из лучших в репертуаре театра русской драмы имени Леси Украинки и которые Виктюк настоял изъять из репертуара. И никакие слезы, мольбы и просьбы не смогли его переубедить. Впервые на то время я вдруг открыла для себя человека - человека искусства, что самое главное - так ревностно и преданно берегущего свое детище - свой спектакль! не был ему безразличен мир, в котором жили его герои, актеры, как не был - и категорически не воспринимался дух, энергетика одного из старейших драматических... Те, кто имеет возможность общаться или следить за прессой должен был заметить, как серьезно в высоких духовных масштабах Роман Григорьевич говорит об энергетических силах, дающих или нет нам ауру общения, контакта, понимания... Искренне верят этому и чувствуют это и его актеры. Мне понятен и приятен язык, на котором говорят в его спектаклях, меня до глубины души потрясает музыка, которая в них звучит, блестящий и изысканный мир, господствующий на сцене. Так появилось в моем лексиконе понятие «стиль Виктюка», к чему, впрочем, приучила подруга-искусствовед всегда точным и блистательным диагнозом «стильная работа».

На мой взгляд, именно это и отличает спектакли Виктюка на общем фоне современного театрального процесса. А еще - актеры, актеры, которые с таким наслаждением и удовольствием с ним работают... Отношения не всегда складываются идеально (а у кого они идеальны?), но каждый из них несет в себе энергию режиссера, приемлет его эстетику, ее и творит - на зависть и радость...

Попробуйте поговорить с Адой Роговцевой, Олегом Исаевым, Людмилой Погореловой, Ниной Шаролаповой - нашими киевскими звездами, для которых именно Роман Виктюк сыграл в творческой жизни огромную судьбоносную роль... Интересно наблюдать за величинами сцен Москвы и Петербурга, в судьбе которых он также занимает свою отдельную нишу... Блистательная Ирина Соколова, величественная Татьяна Доронина, Аристарх Ливанов, Татьяна Ковель, Татьяна Талызина, Людмила Максакова, марина Неелова, Алиса Фрейндлих. Какие прекрасные и блистательные актрисы, возникшие перед испуганным зрителем в неожиданных ипостасях и ракурсах... «Виктюк-стиль» и здесь помог приоткрыть неожиданные грани, невостребованные душевные силы...

Мы живем в страшном и жутком мире, и, возможно, говорить о добре, зле, ненужности, жестокости в нем можно только таким способом. Через эпатаж - к душе, сердцу? Ну крикните сейчас хоть на все космическое пространство: «Люблю!»... Вас кто-нибудь услышит? Очень сомневаюсь. И, возможно, только калеке Илье из «Рогатки» и дано почувствовать, как никому, весь глубинный ужас нелюбви, ненужности человека среди себе подобных...

Ретроспектива спектаклей Романа Виктюка, которая вот уже почти две недели собирает опять же в бывшем Октябрьском дворце каждый вечер по нескольку сотен зрителей, - прекрасная дань личности Человека и художника, которому также не хватает, как и каждому из нас, Любви, понимания, добра и благодарности... Ведь вокруг него сегодня - только благодарный зритель и благодарные актеры.

У Романа Григорьевича - юбилей! Он живет напряженной, взволнованной жизнью истинно творческого непостороннего и небезразличного человека, а государство, земля, которая его взрастила и наградила жизнью на творчество, так и не удосужилось отметить его долгий и не всегда светлый путь достойно! Хотя, возможно, это и неудивительно: люди яркие и неординарные всегда были неудобны, ведь нарушали тишь и покой благоустроенного бытия вечным возгласом в пространство: «Любви!» Очень точно определил Ефим Шифрин своего учителя: «Он человек, созданный из любви»... И удивительна его способность любить вопреки хуле и злословию, которые неустанно сопровождают его именно на родной земле.

Дай Бог вам, Роман Григорьевич, еще много лет беспокойства о любви!!! Ведь в искусстве любить, как и в любви в искусстве, не существует ни границ, ни таможен, только постулаты: Вера, Надежда, Любовь...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно