В начале мая отмечалось 175-летие со дня рождения П.И.Чайковского. По этому поводу в Виннице состоялся XIII Международный фестиваль памяти Чайковского и Надежды фон Мекк.
Великий композитор происходил из православных шляхтичей Кременчугского уезда на Полтавщине, был потомком известного в Украине казачьего рода Чаек и "немного украинцем".
Семейное предание утверждало, что его прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695-1767) участвовал в Полтавской битве и умер "от ран" в чине сотника. Многие страницы жизни гениального русского композитора были связаны с Украиной.
Здесь, в Каменке на Черкасщине, в имении потомка декабриста Льва Давыдова он часто бывал в гостях у любимой младшей сестры Александры, супруги хозяина. Обожал племянников. Жил в маленьком флигельке, чтобы не мешать семье сестры, так как целыми днями играл на стареньком пианино. Сочиняя, гулял по окрестностям, впитывал украинские песни и создал на этой земле около тридцати своих произведений. Мне довелось побывать в музее "Каменка", где многое напоминает о Чайковском - рояль в главном доме, "Зеленый домик", в котором он жил, его вещи…
Многие музыкальные страницы Чайковского связаны и с другим, не менее живописным уголком Украины - имением меценатки и, как она себя называла, "миллионерши" Надежды Филаретовны фон Мекк, оставшейся в истории музыки благодаря дружбе с Чайковским. Ее усадьба располагается в местечке Браилов Жмеринского района Винничины. Здесь Чайковский бывал пять раз. Подолгу жил в красивом барском доме. Бродил по живописным окрестностям, писал, отдыхал, работал. В те же годы в Браилове жил и работал в качестве педагога фортепиано при детях меценатки и другой выдающийся музыкант - импрессионист Клод Дебюсси.
История взаимоотношений Чайковского с Надеждой Филаретовной необычна. Почти четырнадцать лет они переписывались (изданы три тома, 1200 писем). Фон Мекк много раз издали видела Чайковского на концертах, в театре, но они ни разу не встретились и не обменялись словом…
Фон Мекк дала себе и композитору обещание не быть навязчивой, не искать встреч, и она его сдержала. Их отношения прекрасно раскрыты в фильме Игоря Таланкина "Чайковский" 1969 года с Иннокентием Смоктуновским в заглавной роли. Как грубовато пишет музыковед Майя Шварцман, "Фон Мекк, не будучи музой, купила и рукопись, и творца, опровергнув первую половину знаменитого откровения "не продается вдохновенье", и тем внесла непредставимый по масштабу вклад (клад!) во все мировое искусство, дар, которому не найти эквивалента ни в одной валюте".
Наверное, меценатка была влюблена в Чайковского не только как в музыканта: "…мы находимся так близко друг от друга… сегодня я проходила мимо Вашего жилища, смотрела во все окна и хотела угадать, что Вы поделывали в ту минуту…" - писала она.
Начало переписки было положено письмом фон Мекк от 18 декабря 1876 г. Предложенная ею бескорыстная помощь в течение тринадцати лет освобождала Чайковского от необходимости ради заработка заниматься тяготившими его обязанностями преподавателя Московской консерватории, которые отнимали время и силы, препятствовали сочинению.
29 сентября 1877 г. она писала: "…я берегу Вас для того искусства, которое я боготворю, выше и лучше которого для меня нет ничего в мире". Фон Мекк выплачивала Чайковскому щедрую ежегодную материальную поддержку - шесть тысяч рублей. Это избавило композитора от его вечной заботы о хлебе насущном и дало возможность писать, творить. В знак признательности Чайковский посвятил свою 4-ю симфонию Надежде Филаретовне. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось ее имя, и композитор указал на титульном листе партитуры "Посвящается моему лучшему другу".
Духовная связь с Надеждой Филаретовной оказалась для Чайковского столь мощным фактором, что, несмотря на психологическую неуверенность в своих силах, он мог продолжать работать, игнорируя критику, которая постоянно преследовала его самого и его творения. Так, после того как была раскритикована его гениальная 5-я симфония, фон Мекк посоветовала ему не обращать внимания на критиканов, умоляла не малодушничать и упорно продолжать свой творческий путь.
И Чайковский создал завершающие шедевры своей жизни - балеты "Спящая красавица" и "Щелкунчик", оперы "Пиковая дама", "Иоланта", 6-ю симфонию…
История разрыва их дружбы по переписке покрыта ореолом тайны… Известно, что фон Мекк в конце жизни разорилась и написала об этом композитору, сообщив также, что не сможет больше помогать ему материально. С октября 1890 года она уже не имела возможности оказывать финансовую поддержку композитору, поскольку ее собственные дела в то время резко ухудшились. Он ответил с пониманием, глубоким почтением и благодарностью. Но все же отношения были прерваны…
Умерла Надежда фон Мекк от туберкулеза в начале января 1894 года, пережив Чайковского на два месяца, похоронена в Москве…
Теперь о фестивале. Он проходил не только в областной филармонии, не только в Браиловском музее, но и во многих районных центрах Винниччины, в городах Жмеринка, Бар, Гайсин, Ладыжин, Тульчин, Крыжополь, Хмельник. Выступали известные музыканты из Франции (органист Жан-Мари Леруа), Швейцарии (виолончелист Денис Северин), Киева (Образцово-показательный духовой оркестр ВСУ, струнный квартет "Capricе Classic", пианисты Илья Зуйко и Инна Порошина, струнный ансамбль Мирославы Которович "Артехатта"). Были гости из Одессы, Китая, Армении. И, конечно, винниччане - камерный оркестр "Арката", квартет деревянных духовых инструментов "Гальярда", сопрано Ирина Швец и Наталья Лановенко, тенор Владимир Полторацкий.
В один из вечеров выступил камерно-инструментальный ансамбль "Венгерские мелодии" под управлением скрипача Анатолия Штефко (Ужгород). Отлично составленная разножанровая программа порадовала высоким профессионализмом и сыгранностью инструменталистов, артистизмом солисток-вокалисток Онико Нодь и Анжелики Гербер. Украшением стали танцевальные номера дуэта молодых супругов Андреа и Иштвана Балинт. Во время концерта буквально слезы наворачивались - сколько грязи льется на нашу страну, а на самом деле любой и большой, и малый народ Украины имеет возможность творить, выражать себя в искусстве. Было бы желание и умение.
По традиции фестиваль завершился выступлением симфонического оркестра. Гостями стали артисты Тернопольского областного симфонического оркестра во главе с дирижером Мирославом Крилем. В первом отделении лауреат конкурса Чайковского львовянин Дмитрий Онищенко исполнил 1-й концерт для фортепиано с оркестром b-moll. Сыграли темпераментно, стройно, в хороших темпах. Во втором отделении оркестр показал несколько эффектных оркестровых номеров из опер. Пели двое солистов-вокалистов Тернопольской филармонии. Прекрасное сопрано Наталья Присич, ученица погибшего три года назад в автокатастрофе прославленного львовского профессора Игоря Кушплера пела артистично, виртуозно, заворожила слушателей ровным легким звуком, блестящим бельканто в арии Альмиры из "Сомнамбулы" Винченцо Беллини. Несколько бледнее прозвучал баритон Владимир Шагай. Хочется отметить безусловный дирижерский талант и зрелость Мирослава Криля, который руководит оркестром со дня его основания в 2003 году.
В последний день фестиваля со сцены прозвучало обещание в ближайшее время организовать в Виннице собственный симфонический оркестр.
И еще. Винница - небольшой город. Здесь нет консерватории. Но все на фестивале было на удивление культурно, достойно, интересно и благородно. А еще в троллейбусах не просто объявляли название остановки "Музей М.Коцюбинского", но и давали короткую культурологическую справку о творчестве украинского классика…
(В подготовке и проведении фестиваля активно участвовал киевский некоммерческий проект "Мистецькі експедиції", организатор творческих контактов мастеров живописи и музыки Украины).