Отдадим кинотеатр в хорошие руки. Дорого

25 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 25 февраля-4 марта

В последнее время киевлянам не привыкать отстаивать свои права — год назад в ряды несогласных в полном составе перешли сотрудники кинотеатра «Жовтень», а за ними и коллективы еще четырех столичных кинотеатров...

В последнее время киевлянам не привыкать отстаивать свои права — год назад в ряды несогласных в полном составе перешли сотрудники кинотеатра «Жовтень», а за ними и коллективы еще четырех столичных кинотеатров. В неравной борьбе с государственными чиновниками и частными интересами пока что нет победителей и побежденных, зато общая беда сплотила в единую команду работников действующей столичной кинопрокатной индустрии, которая все еще находится в коммунальной собственности города.

Что и говорить, интерес к кино на широком экране постепенно возвращается — зритель наигрался в домашние кинозалы, модные стереосистемы и ему захотелось привычной полутьмы кинотеатра, объемного звука со всех сторон, приглушенного хихиканья соседей по ряду в самых неподходящих местах… Особая атмосфера еще сохранилась в некоторых киевских кинозалах, но в массе своей кинотеатры превратились в доходные просмотровые машины, которые заглатывают партию зрителей и через два часа выплевывают ее, завороженную звуковыми техническими возможностями современных залов.

Судя по всему, именно в таком свете видят будущее отечественных кинотеатров в Киевской горадминистрации, иначе абсолютно непонятно, почему коллективам действующих и процветающих кинотеатров чинят такие препятствия на вполне законном и оправданном пути.

Суть конфликта киноработников и власть имущих проста и очевидна — сотрудники кинотеатров, состоящих в коммунальной собственности, пытаются воспользоваться своим правом взять свои кинотеатры в коллективную аренду с выплатой трех процентов от проката государству. Вышестоящим чиновникам такая сумма кажется слишком незначительной, в особенности когда можно отдать выгодно расположенные здания в концессию, которая принесет не в пример больше денег от частных лиц. Впрочем, примеры передачи кинотеатров в частные руки всем хорошо известны — кинотеатр им.Довженко превратился в казино с неподходящим для игорного дома названием «Шамбала», а «Зоряный» и подавно утратил собственное доброе имя, превратившись в имя нарицательное.

«Киевская Русь», «Жовтень», «Ленинград», «Флоренция» и «Братислава» —из ряда самых посещаемых кинотеатров города, не в последнюю очередь благодаря своим ценам: если билет на сеанс в кинотеатре «Одесса-кино» стоит 35 гривен, то в «Жовтне» средняя цена — 15—20 гривен, а на утренние сеансы — и вовсе за десятку можно сходить. После передачи, а точнее — продажи этих кинотеатров с их последующей трансформацией (в лучшем случае) в модные киносалоны о таких ценах можно будет только ностальгически вспоминать, как о стоимости колбасы в советские времена.

В кинотеатре «Жовтень» выходили из постсоветского финансового кризиса своими силами — сотрудники даже кресла перетягивали самостоятельно, не жалея ни времени, ни сил на любимое детище. Благодаря титаническим усилиям директора кинотеатра Людмилы Борисовны Горделадзе удалось взять кредит и открыть для кинопоказа второй, малый зал — с современным дизайном и оригинальными креслами-пуфами, в которых так удобно полулежа наблюдать за происходящим на экране. На этом иссякли не только внутренние ресурсы, но и скромные суммы, которые выделяет управление культуры во главе с Александром Быструшкиным. В этом деле он оказался с коллегами-кинематографистами по одну сторону баррикад.

В «Киевской Руси» также не жалуются на жизнь — залы не пустуют, а демократичные цены прославили кинотеатр не только среди студенческой братии, но и среди состоятельных людей в возрасте за тридцать. В «Братиславе» работают два зала, один из которых еще не окончательно приведен в порядок, но «внутренности» кинотеатра уже впечатляюще осовременились. Директор кинотеатра Вячеслав Алексеевич Лисенбард рассказал, что в проекте — идея создания культурных центров на базе кинотеатров, многоцелевое использование залов, сцены. Что же касается любимой многими «Флоренции», то ее четыре зала эксплуатируются на полную катушку, и если бы кинотеатр находился под арендой коллектива, то желанные три процента для государства давно бы превратились в весьма значительные суммы.

Впрочем, история стара как мир — горадминистрация, которой принадлежат вышеупомянутые кинотеатры, предпочитает оставаться собакой на сене и отмалчиваться в самые ответственные моменты. При этом очень странно прозвучало заявление господина Быструшкина о том, что мэр города Александр Омельченко, очевидно, просто не в курсе возникшей проблемы. Особенно это удивительно, если учесть, что «Жовтень» сражается с бюрократической машиной еще с конца 2003 года, а свои предвыборные встречи с электоратом мэр проводил именно в помещении этого кинотеатра. Тогда же он пообещал коллективу, что разберется с возникшими проблемами. Выборы прошли, а проблемы остались. Более того, они усугубляются тем фактом, что связанные своим коммунальным статусом кинотеатры не то что инвесторов найти не могут, им кредиты брать нельзя.

Очередной этап чиновничьей пьесы «Сам не ам и другому не дам» — иски, которые подали коллективы кинотеатров в городские суды. По решениям судей, горадминистрация обязана передать кинотеатры в аренду работающим коллективам. Но слова остаются на бумаге, а вопрос по-прежнему висит в воздухе. Комментариев от главы Киевской ГГА не дождались ни бастующие, ни журналисты, а вот заместитель главы главного управления коммунальной собственности г-жа Нерубацкая сообщила, что поводов для паники у коллективов нет — на улицу их никто не выгоняет. Впрочем, продажу двух центральных столичных кинотеатров в частные руки г-жа Нерубацкая охарактеризовала как неудавшийся эксперимент. В отличие от «Криворожстали», два киевских кинозала возвращать государству никто не собирается.

Кинодеятели связаны по рукам и ногам — мало того, что налоги съедают львиную долю доходов, им еще приходится платить налог на землю. В 2003 году кинотеатру «Жовтень» удалось через суд доказать, что они таки являются заведением культуры и на этом основании имеют право не выплачивать земельный налог. Видимо, государственные мужи не усматривают в кинопрокате культурного воздействия на горожан, зато великолепно видят коммерческий аспект прокатной деятельности.

Александр Быструшкин предложил свой вариант решения проблемы — передать действующие кинотеатры из коммунальной собственности в аренду коллективам сроком на 10 лет, из которых три первых года — в бесплатную аренду, три последующих — трехпроцентную, а после того как кинотеатры станут на ноги и обретут финансовую устойчивость, довести цифру до 4—6 процентов. А вот неработающие кинотеатры, в которых располагаются стихийные рынки, заседают религиозные секты и процветают магазины техники или продуктов питания, выставить на аукцион.

Коллективы кинотеатров написали десятки писем чиновникам, от которых что-либо зависит, и ни на одно не получили ответа. Дверь, за которой находится главный городской управленец, на волшебное слово «пожалуйста» упорно не открывается. Борцы за свое будущее и будущее столичных киноманов возлагают надежду на февральские парламентские слушания «Национальная кинематография: состояние, проблемы и пути их решения».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно