Украинская осень традиционно щедра джазовым изобилием. В Коктебеле, при неблагоприятных погодных условиях, джаз шумел под штормовое сопровождение. В Одессе джаз-мероприятие занимает особое место в жизни города, так как сулит выступление степистов, свинг-дансеров, проезд по городу открытого джазового трамвайчика. Киев также наращивает джазовую «мускулатуру».
В Киеве, кстати, уже стартовал Международный фестиваль Jazz In Kiev-2008. Он созвучен названию продюсерской компании, задумавшей этот полуторамесячный проект, в рамках которого в столице пройдут разнообразные акции. Лучшие зарубежные участники феста дадут мастер-классы. А ведущий фестиваля Алексей Коган проведет для детей открытый урок по истории джаза в стенах образовательного центра «Мастер Класс». Известный питерский джазовый музыковед-энци-
клопедист, остроумный Владимир Фейертаг устраивает вечер джазовых анекдотов. Занятия в программе и выставка фоторабот киевских мастеров, снимающих джазовых музыкантов. Свою видеоколлекцию представляет тележурналист Леонид Гольдштейн. 24 сентября в Киеве вновь сыграла белорусская фьюжн-группа Apple Tea. А с 17 по 19 октября город взорвется музыкой наших и заморских джазовых звезд. Среди них назову тенор-саксофониста Дмитрия Александрова и барабанщика Алекса Фантаева (Украина), пианиста Мишу Цыганова и трубача Алекса Сипягина (Россия—США), израильского контрабасиста Авишаи Коэна, квинтет контрабасиста Дэйва Холланда из Великобритании (на его счету три Grammy). В один вечер с хедлайнером фестиваля — вокалистом Элом Джарро (Al Jarreau) выступит и замечательное трио американского гитариста Чарли Хантера.
* * *
Тем временем завершился VI фестиваль Джаз-Коктебель. Крым и на этот раз привлек на побережье коктебельской бухты эффектные фигуры. К участию было подано 126 артистических заявок. Экспертный совет отобрал 45 коллективов. Среди хедлайнеров — квартет саксофониста, лидера фри-джаза 60-х годов Арчи Шеппа (США), прославленного аккордеониста Ришара Гальяно и его Tangaria Quartet, угандийского музыканта Geoffrey Oryema с проектом «Сотворение мира», Карла Фриерсона из De Phazz. Новинкой фестиваля стала третья сцена Nu Jazz на нудистском пляже: лидером выступила британская группа Red Snapper, играющая приджазированную электронную музыку.
* * *
Типичным джазовым фестивалем на постсоветском пространстве является Джаз-Карнавал в Одессе. Он три дня звенел в филармонии. Организаторы постарались разнообразить состав исполнителей. И в Южной Пальмире выступили артисты из девяти стран. Первый вечер открыл нидерландско-американский состав во главе с трубачкой Саскией Лару. Впервые я услышала ее два года назад на фестивале в Коктебеле. Потом — прошлой зимой — в камерной обстановке киевского клуба. В Одессе она выглядела и звучала несколько устало. И если бы не ее крепкий темнокожий клавишник Уоррен Берд, сет был бы провальным. Хриплый голос, живость и американская естественность , к счастью, спасли выступление.
Лучшими в первый день стали музыканты трио Ronin Music из Швейцарии. Их стиль — минимализм. Швейцарцы сыграли всего две крупные композиции по 25—30 минут. Тонкая музыкальность, яркость материала и энергетический накал Ника Берча (рояль), Sha (бас- и контрабас-кларнеты, альт-саксофон) и Энди Пуппато (перкуссия) сделали свое: исполнители понравились и публике, и профессионалам.
В антракте в фойе сорок дорогих швейцарских дисков слушатели размели в течение нескольких минут.
Завершил концерт русско-американский квартет. Его лидер — американская вокалистка Дженн Паркер. Аккомпанировал ей крепкий московский состав: пианист-
ка Наташа Смирнова, барабанщик Олег Бутман и контрабасист Владимир Кольцов-Крутов.
Публика в Одессе доброжелательная. Иначе бы не слышать аплодисментов совсем не импровизирующей американке, львиную долю успеха которой следует передать профессиональным россиянам.
Еще один вечер оказался, на мой взгляд, наиболее ярким. Его открыло трио в составе болгар-
ских музыкантов пианиста Антони Дончева, перкуссиониста Стояна Янкулова и саксофониста-экс-украинца Анатолия Вапирова. Это уверенный музыкант, композитор и лидер. Его ансамбль играет креативную импровизационную авторскую музыку. В конце выступления болгарского пианиста сменил одессит Юрий Кузнецов, который хорошо вписался в трио.
Затем зал филармонии встречал дебютантов — одесскую группу Aziz, играющую этно-фри-джаз. В музыке одесситов прослушиваются балканские, болгарские народные мотивы. Нынешней весной музыканты получили второе место на молодежном конкурсе в рамках донецкого ДоДжа, после чего уже летом часть состава выступала на фестивале в Варне. Все участники очень перспективны. Особенно лидер — композитор-пианистка Роксана Смирнова и вокалистка Тамара Лукашева. Земляки приняли музыкантов с восторгом.
Заключил этот вечер квартет в составе великолепного американского тенор-саксофониста Джевона Джексона — востребованного студийного музыканта. Он играл «горячо», красивым звуком, «с мясом». Свою программу лидер посвятил американскому саксофонисту Джо Хендерсону. Его партнерами были известный в Украине московский пианист Владимир Нестеренко — блестящий аккомпаниатор, много раз выходивший на киевскую сцену с именитыми американскими музыкантами.
Третий одесский вечер был «околоджазовым». Пела тувинская певица Саинхо Намчылак. Она отлично владеет техникой горлового пения. Сегодня в Европе немало импровизирующих составов, лидерами которых становятся модные своей оригинальной манерой пения тувинские певцы-«горловики». В арсенале Саинхо, живущей в Австрии и прехавшей с двумя австрийскими аккомпаниаторами, большой диапазон, масса тембральных, динамических и техниче-
ских приемов. Она интересно смешивает малосоединимое: например, задушевность американского блюза и необычность своей родной песни. Получилось свежо и трогательно. За ней после перерыва выступала итальянка Франка Мазу. Тут организаторы что-то напутали: она не имеет отношения к джазу, хотя пылко старалась максимально донести до публики песни в аргентинском, испанском и итальянском стиле. Много говорила, страстно изгибалась. Сет получился длинным, публика аплодировала.
Завершили фестиваль французские музыканты из группы Pulcinella. Квартет исполняет яркую, и одновременно простую, имитирующую уличное действо, музыку. Фердинан Думерк играет на максимальном количестве духовых — саксофонах, флейте, мелодике, металлофоне. Под стать ему «виртуозящий» на куче перкуссийных примочек Фредерик Каваллен. С ними в ансамбле аккордеонист Флориан Демонсан и контрабасист Жан-Марк Серпен. Группа подражает оркестрам, играющим во время народных гуляний. Это смесь французского шансона, танго, вальса, бурдонного волыночного баса, балканских, клезмерских напевов. Играют свободно, весело, прикалываются. Но стилистически от джаза далеки. И хотя в первый день со сцены прозвучала фраза, что хедлайнеров (главных, лучших) на фестивале нет, настрой на «усреднение» не помеха выделить идеальные конструкции швейцарских минималистов и настоящий классический джаз Джевона Джексона.
«Сейчас в джазе время эклектики»
В кулуарах фестиваля завелся разговор с Анатолием Вапировым, мульти-саксофонистом, композитором, в СССР он играл с Курёхиным, Пятрасом Вишняускасом; с 1987-го живет в Болгарии..
— Анатолий Петрович, в чем особенности этого фестиваля?
— Я в четвертый раз на одесском Джаз-Карнавале. Дружу с его арт-директором Юрием Кузнецовым. Мы приглашаем друг друга поиграть: я его в Варну, он меня сюда.
— Что сегодня происходит в болгарском джазе?
— Джазового образования как такового в Болгарии нет. То, что преподают на эстрадном отделении в консерватории в Софии нельзя назвать джазом даже с большой натяжкой. В Болгарии существуют несколько клубов, несколько фестивалей, в том числе и мой.
— Вы играете новую импровизационную музыку?
— Да, это спонтанная импровизация. Мы все сочиняем в момент исполнения. То, чем я занимаюсь, трудно назвать термином «джаз» в традиционном понимании этого слова. В этом году состоялся семнадцатый фестиваль «Варненское лето». Его кредо — свобода. Это европейский импровизационный джаз, авторская музыка. В начале истории фестиваля в нем участвовали авангардные коллективы, но сейчас их все меньше и меньше, поскольку их самих все меньше существует. Я вам дарю буклет, где на последней странице перечислены все участники наших фестивалей за прошедшие годы.
— Я вижу, что часть из них играла и в Киеве: братья Мутшпиль, Джон Серман, Vienna Art Orchestra, Пятрас Вишняускас, Татьяна Комова, Вячеслав Гайворонский и много других очень известных и интересных исполнителей. Анатолий Петрович, а как этническая музыка влияет на современные импровизационные поиски?
— Сейчас в джазе наступило время абсолютной эклектики. Музыка тем интереснее, чем больше в ней многообразия, любого искусства, которое есть вокруг. Я понимаю, конечно, что джаз, импровизационная музыка не могут стать популярными. Но расширять круг тех, кто интересуется этой музыкой, —благородная задача. Правда, я теперь больше занимаюсь профессиональной композиторской работой.
— В каких жанрах вы пишете, что вам близко?
— Год назад моим «Славянским реквиемом» продирижировал один из лучших болгарских дирижеров Георгий Димитров с Пловдивским оркестром.
— Что вы думаете об украинском джазе?
— Читаю московский и украинский джазовые порталы. С одной стороны, хорошо, что существует много фестивалей. Но мне абсолютно не нравится их репертуарная политика. Меня не привлекает обилие джем-сейшенских американо-русских составов, быстро сколоченных — и поехали по стандартам! И вообще, заметно засилие американского джаза. Из-за этого музыканты, имеющие творческое начало, которые хотят играть свою музыку, отступают на задний план. Насаждение идет из Москвы, где «к вершине» джаза пришли «народные артисты», которые всю жизнь играли эту музыку. Молодые музыканты, конечно, проходят этап овладения классикой джаза. Но позже, когда должен наступить период творчества, многие думают: «А зачем искать, когда я могу продолжать играть стандарты, и у меня будет больше слушателей, и я больше заработаю?» Развитие тормозится . За последние 20 лет, кроме Moscow Art Trio и «Второго приближения», я не видел ни одного играющего новую импровизационную музыку российского коллектива мирового уровня.
— Наступит ли момент поворота к креативности?
— На Западе он наступил. Европейский джаз имеет собственное лицо. Правда, он звучит на маленьких фестивалях. Но там исполняют гораздо более интересную музыку, чем на известных, больших, куда приезжают, чтобы сыграть программу с последнего СD.