О пропащем человеке — в украинском прокате

8 февраля, 2013, 19:25 Распечатать Выпуск №5, 8 февраля-15 февраля

"Звичайна справа" — конечно же, никакой не "украинский Кустурица" (о чем с удивлением пришлось узнать от некоторых коллег-журналистов). Это просто украинский фильм. Где через родную ментальность преломляется извечная драма поисков человеком своей сущности, себя во времени и пространстве. 

 На экранах страны — необычная, нестандартная для "наших палестин" история: прокатный украинский фильм "Звичайна справа". Дальше хочется выдержать паузу. Или тихо добавить: "время рассудит". 

Но время — оно не только в континууме, а и в точке. И в данной — нынешней нашей реальности — фильм Валентина Васяновича вещь весьма впечатляющая и малообъяснимая. Каким образом из тех самых "ингредиентов" (присущих не лучшему отечественному кино) получилась вменяемая зрительская картина? 

К тому же — комедия. Абсурдизм, лирика, драма интеллигента, кризис среднего возраста. Это все потом. Если украинский зритель в конце концов дойдет до картины, то передавать из уст в уста будут именно шутки об "энергетическом гавне", больничном Иисусе и пародию на Черновецкого (в финале картины). 

А если кому жизненно необходимы параллели и интеллектуальный кинематографический бекграунд, то дуэт персонажей Тараса Денисенко и Виталия Линецкого в экстракте — это очарование идиотизма (в стиле "Большого Лебовского"), самая козырная, на мой взгляд, карта "Звичайної справи".

С "обыкновенным", простым и понятным в нашем кино — всегда дефицит. У нас, как известно, снимают редко и метят сразу в шедевры. 

Понятие обычного зрительского фильма, рефлексирующего не на нашу непопулярную в массах историческую колею, а на животрепещущую и алчущую отклика современность, отсутствует как таковое. И это важное дело картина Васяновича берется компенсировать. 

За долгие годы украинских "шедевральных" проектов наконец-то на экране — обычный и такой знакомый (поверьте, знакомый даже глубинке с ее осколками интеллигенции в лице врачей и учителей) пропащий человек. С лирикой за пазухой и инфантильным отношением к реальности. 

Только приключений, как полагается жанровому кино, у него немного больше, чем могло бы быть в обычной жизни. А интонация изложения — с поправкой на украинскую "невмирущість": ироничная, с захлестами в абсурд. 

Не буду проводить параллели с мировыми кинотрендами (а-ля Кустурица)… Которые, пусть и деликатно, предприняты авторами в продвижении этой картины. "Звичайна справа" — конечно же, никакой не "украинский Кустурица" (о чем с удивлением пришлось узнать от некоторых коллег-журналистов). Это просто украинский фильм. Где через родную ментальность (а мы, как известно, этнос не только ласковый, но и веселый) преломляется извечная драма поисков человеком своей сущности, себя во времени и пространстве. 

В определенном смысле на идейном уровне "Звичайна справа" иллюстрирует и поиск, и драму украинского кинематографа. 

Это "дело", пусть и на несколько шагов, но все же отдалилось от "наивного искусства" нашего в худшем смысле традиционного кино… 

Этот фильм — о сегодня и о вечном в одном флаконе. Серьезное и смешное здесь играют друг с другом в пинг-понг. Не хочется этот фильм перехваливать. Но не стоит его и недооценивать. То, что не дотянул режиссер, дотянули прекрасные актеры. То, что недосказано сюжетом, может быть домыслено зрителем, на которого, в первую очередь, и рассчитано это кино. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24, 22 июня-25 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно