НА ПУАНТАХ ПО СТРАНЕ СЕРЖА ЛИФАРЯ

18 октября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 18 октября-25 октября

12 октября на сцене Национальной оперы Украины открылся II Международный конкурс артистов балета имени Сержа Лифаря - знаменитого киевлянина, выдающегося танцовщика и хореографа, возродившего французский балет...

12 октября на сцене Национальной оперы Украины открылся II Международный конкурс артистов балета имени Сержа Лифаря - знаменитого киевлянина, выдающегося танцовщика и хореографа, возродившего французский балет.

Балетный форум собрал молодых артистов и балетмейстеров из многих стран. Представительное жюри конкурса и на этот раз возглавил Юрий Григорович. В составе жюри: гран-этуаль Нина Вырубова (Франция), Аскольд Макаров (Россия), Галина Самсова (Великобритания), Вадим Писарев (Украина), Мишель Ран (Франция)...

Тур первый

Международный конкурс им.С.Лифаря - в нынешнем году уже второй - имеет свою историю и возможность сравнения с предыдущим, что позволяет говорить о традициях киевского смотра молодых талантов балетной сцены.

Закономерен первый вопрос в любом интервью: «Каким вы находите уровень этого конкурса по сравнению с первым?» Уже в начале выступлений стало ясно: уровень подготовки участников младшей группы, открывавших состязание, значительно выше, чем на первом конкурсе.

Опыт первого конкурса оказался очень полезным прежде всего для киевского хореографического училища, педагоги которого сделали все возможное, чтобы провести подготовку к конкурсу на должном уровне. На сегодняшний день мужское исполнительство является фирменным знаком киевской школы. Оно было достойно представлено на этом конкурсе. Первое «браво» зрительного зала заслужили выступления Дениса Матвиенко, Ивана Путрова и Артема Дацишина. Достойно соперничал с ними Сержан Кауков из Казахстана, который порадовал прекрасными техническими данными и тонким артистизмом.

Среди юных балерин выделялась Наталья Лазебникова, уже знакомая зрителям по первому конкурсу. Ее танец стал значительно техничнее и увереннее. А вариация из «Классического па-де-де» в хореографии В.Гзовского - сложнейшее соло - оказалась доступной студентке I курса КГХУ Алине Кожохару из Румынии. Надо отметить чистоту хореографического стиля, которую передала своей ученице народная артистка СССР Т.Таякина, незабываемая исполнительница этого знаменитого концертного номера. Конкурсанты младшей группы порадовали смелостью, они не отступали перед сложностями техники танца, а успешно их преодолели, порой с блеском, которого часто недостает старшим. И недаром из 14 участников младшей возрастной группы ко второму туру решением жюри допущены 11.

А вот из 27 участников старшей возрастной группы во второй тур прошла только половина. Льготы получили победители Всеукраинского конкурса артистов балета, которые вступят в состязание сразу со второго тура. Критерии оценок на конкурсе стали выше по сравнению с первым. Конкурсантам не прощались технические погрешности и вольности обращения с хореографическим текстом классических произведений. Культура сценической подачи, артистизм, чистота стиля - таковы сегодняшние требования на конкурсах международного уровня. И жюри следовало этим требованиям. Барьер первого тура свободно преодолела Анна Резник из Москвы. Это танцовщица с хорошими профессиональными данными, уверенной техникой, артистизмом и художественным вкусом. Нельзя не отметить и Анастасию Волочкову из Санкт-Петербурга - балерину с прекрасной школой, знаменитыми «петербургскими руками» и своеобразной индивидуальностью. Наверное, отсутствие большого опыта не позволило ей в полной мере справиться с волнением и «покатом» киевской сцены.

Мужской классический танец наиболее успешно представили Андрей Иванов из Санкт-Петербурга в редко исполняемой вариации А.Сен-Леона из «Маркитантки» и Константин Кузнецов из Минска. Их отличало свободное владение техникой, мягкость и легкость баллона (прыжок). Возможно, второй тур поможет раскрыться творческому потенциалу Дениса Горностайского и Алексея Кремнева из Москвы.

Но главное событие первого дня - все-таки конкурс авторской хореографии. Пожалуй, такого уровня работ балетмейстеров не знали даже всесоюзные конкурсы в Москве. Надеемся, это отметят и члены жюри. Похоже, Киев становится новым центром современной хореографии. На конкурсе были представлены балетные сочинения самого широкого тематического диапазона: от детского шоу до сценической обработки испанского фольклора, от глубоких философских интроспекций «Снов дождя» Виталия Аркадьева до потрясающих, в стиле Марка Шагала, «Чудаков» Аллы Рубиной. Уникальна адекватность пластики и музыки в работах Рената Хасбатова из Екатеринбурга (в блестящем авторском исполнении) и Юрия Вагина, чью хореографическую мысль идеально воплотила солистка Национальной оперы Украины Анна Денисенко. Прекрасна естественная гармония «Элегии» Элен Матис (Канада) и неистовство, страсть, отчаяние в «Наваждении» Анико Рехвиашвили. Тема танго была представлена двумя дуэтами с неожиданно глубокой психологической разработкой, но диаметрально противоположными сюжетами - остроумно решенная «Идеальная пара» Дмитрия Клявина и драматичное, достигающее философских обобщений «Несбывшееся танго» Сергея Швыдкого.

К сочинению хореографии некоторые участники конкурса (в большинстве своем это киевляне) пришли в последние годы нет без влияния безграничной фантазии и многочисленных премьер киевского балетмейстера Георгия Ковтуна. «Именно он - мой учитель! - говорит Элен Матис. - Я смотрела все его спектакли, училась на его репетициях и наконец почувствовала, что хореография становится и моим способом самовыражения...»

Не имея полноценной балетмейстерской кафедры, город обрел Мастера, который для многих артистов балета стал мэтром в хореотворчестве. Судя уже по первому туру, в Киеве сегодня есть сильная школа балетмейстеров. Хотелось бы, чтобы импульс, данный Геогрием Ковтуном - генератором идей и творческим вдохновителем, - не иссяк с его отъездом из Киева в Санкт-Петербург, а был подхвачен и развит его последователями, благодаря которым доминантой нынешнего конкурса стала профессиональная хореография.

Тур второй

Классическая хореография второго тура укрепила лидерство Дениса Матвиенко, Ивана Путрова и Артема Дацишина, а также Натальи Лазебниковой и Алины Кожохару среди исполнителей младшей возрастной группы. Все они - студенты Киевского хореографического училища.

В разделе современной хореографии многое зависит от удачного выбора уже готового номера или от того, насколько точно «прочитывает» балетмейстер возможности исполнителя. С этим, безусловно, повезло Алине Кожохару и Ване Путрову - «Вальс» в постановке Аллы Рубиной прекрасно представил как технические, так и актерские способности юных артистов. Хотя Денис Матвиенко показал давно известную хореографию французского балетмейстера Р. Пети, трудно было устоять перед блеском исполнения, совершенством техники, богатством нюансов. Ученик балетной школы (класс з.а. Украины В.Парсегова) демонстрировал подлинное сценическое мастерство!

Конкуренция среди участников старшей возрастной группы по разделу «дуэт» была более острой. На втором туре жюри пришлось выбирать лучших из девяти танцевальных пар. В классической хореографии наиболее яркое впечатление произвели неожиданно появившиеся только на втором туре Юми Такешима (Япония) и Штефан Даль (Голландия). Зрителей порадовала экспрессия и прозрачность их исполнения неоклассики Баланчина. Артисты из Беларуси Юлия Дятко и Константин Кузнецов в «затанцованном», казалось бы, па де де из «Дон Кихота» сумели найти свою трактовку и показать танец жизнеутверждающий, темпераментный, страстный, а самое главное - превосходно дополняли друг друга. Романтической парой в па де де из «Жизели» предстали солисты московской труппы «Ренессанс-балет» Анна Резник и Алексей Кремнев. Дух старинной хореографии в полной мере соответствует их внешним данным. Соревнующиеся в разных дуэтах Светлана Толстопятова и Игорь Мамонов, солисты Национальной оперы Украины, владеют виртуозностью равного класса.

Раздел современной хореографии позволил сравнивать дуэты Резник - Кремнев и Такешима - Даль в стилистически близких произведениях. И той, и другой паре присущи графическая острота рисунка, музыкальность и удивительное чувство стиля исполняемой хореографии. Выбор киевлянами Яной Гладких и Евгением Кайгородовым хореографии в постановке Йорка Маннеса улучшила впечатление от этой пары и у зрителей, и, очевидно, у жюри тоже.

Танцовщик из Санкт-Петербурга Андрей Иванов, которому симпатизировал, пожалуй, весь конкурс, поразил выбором сверхсложной и весьма эффектной вариации Гения вод А.Горского, которую мало кто видел исполняемой в оригинале, а не в облегченном варианте. Однако конкурс дал ему возможность продемонстрировать не только безконечную, казалось бы, виртуозность, но и многогранность его актерского таланта. Тому подтверждение - полифоническая пластика театральной маски в миниатюре Аркадьева «Сны дождя» на музыку Ж.-М. Жарра.

По условиям нынешнего конкурса особо поощрялось включение в программу участников хореографии самого Сержа Лифаря. Солист Национальной оперы Украины Вадим Буртан исполнил вариацию из балета «Сюита в белом» Э.Лало. Женскую вариацию из этого же балета рискнула исполнить киевская танцовщица Татьяна Андреева.

Верх точного «попадания» в индивидуальность исполнителя - оригинальный номер Эвальда Смирнова на музыку Г.Перселла «Гибель богов. Виллиса». Хореография, поставленная для Анастасии Волочковой, высветила ее удивительную способность к трансформации образа и неожиданную экспрессию пластики этой красивой балерины.

После полуночи жюри огласило итоги второго тура. В финал прошли 8 человек по младшей группе и 14 - по старшей. В финале конкурса хореографов - те же 14 участников.

Тур третий

В третьем туре соревнующиеся участники младшей группы оказались в разных ситуациях: по разделу «соло» женский классический танец представляла одна Алина Кожохару, практически без конкурентов. Это тем не менее не снизило уровня ее исполнения, достаточно высокого для ученицы.

Мужской классический сольный танец представляли три юных танцовщика. Все, за исключением Артема Дацишина, повторили вариации первого тура - и, надо сказать, более удачно. Точки над «і» расставил их выход во второй вариации. На наш взгляд, наиболее успешным третий тур оказался для Артема Дацишина, единственного участника, программа которого в каждом туре была разной. Впечатление от исполнения Иваном Путровым вариации из «Сюиты в белом» С.Лифаря двойственное: очевидно, сказывается незнание нами традиций исполнения этой сложной хореографии.

В соревновании дуэтов Наталия Лазебникова осталась также без соперниц, но выступить в полную силу на третьем туре ей не удалось. Александр Кириченко, ее партнер, состязался с собственным братом, выступавшим в другом дуэте.

Два претендента на призовые места в старшей группе по разделу «соло» - Андрей Иванов и Вадим Буртан - выступали на третьем туре азартно, по-бойцовски, выкладываясь, что называется, до конца... В борьбе за лидерство они легко преодолели технические сложности танца и предоставили жюри оценивать глубину художественного образа.

Среди солисток впереди - Анастасия Волочкова, хотя ее выступление на третьем туре также нельзя назвать вполне удачным.

В дуэтах блестящих выступлений не было. Конечно, сказалась усталость от спринтерского темпа конкурса: у конкурсантов не было ни одного свободного дня между турами. Запомнилась новая для нас хореография Д.Огюстуса в «Романтическом па де де» на музыку Ш.Лекока, с которым выступили Юми Такешима (Япония) и Штефан Даль (Голландия). Исполнение Анной Резник вариации в «Классическом па де де» можно назвать самым академичным на конкурсе.

Ожидаемых новых открытий на конкурсе балетмейстеров, к сожалению, не произошло. Мы увидели в лучшем случае разработку уже заявленных тем (Элен Матис, Ренат Хасбатов, Анико Рехвиашвили), в худшем - откровенное эпигонство. Создалось впечатление, что большинству постановщиков хватило оригинальных идей лишь на первый тур... В финале чаша весов склонилась в сторону номеров невысокого вкуса, решенных вне какого-либо жанра. Сергею Швыдкому не удалась попытка заговорить языком классического танца. Балетмейстер из Швейцарии Этьен Фрей представил свои сочинения в эстетике, близкой эвритмии. Кроме того, диссонансом прозвучала жанровая разноголосица постановок: от варьете до фольклорных обработок. Отбор работ на конкурс посредством видеозаявок как раз и имеет целью ограждать конкурсные просмотры от потока непрофессиональных предложений.

И тем не менее есть конкурс - есть победители, с медалями и с призами. Правда, высокое жюри определяло их на этот раз необычайно долго.

В итоге Гран-при II Международного конкурса им. С. Лифаря у Андрея Иванова (Санкт-Петербург). По младшей группе - первым стал Иван Путров. Второй премии удостоен Денис Матвиенко, третьей - Артем Дацишин. Алина Кожохару также получила третью премию. По разделу «дуэт» вторую премию поделили братья Александр и Сергей Кириченко, а третья - у Натальи Лазебниковой. Все - киевляне.

В старшей возрастной группе первой стала Анастасия Волочкова (Россия), а Такита Синобу (Япония) - третьей. Вадим Буртан (Украина) завоевал вторую премию.

Среди исполнительниц в дуэте лучшей признана Юни Такишима (Япония). Вторая премия - у Анны Резник (Россия). Третью поделили Юлия Дятко (Белорусь) и Яна Гладких (Украина).

Самым, на наш взгляд, спорным стало присуждение первой премии по разделу «дуэт» Евгению Кайгородову (Украина). Игорь Мамонов (Украина) получил вторую премию, а Константин Кузнецов (Беларусь) - третью.

Дипломов конкурса удостоены участники третьего тура: Алексей Кремнев (Россия), Светлана Толстопятова, Николай Абраменко, Татьяна Андреева (все - Украина).

У балетмейстеров первая премия присуждена Виталию Аркадьеву (Россия), вторая - Алле Рубиной (Украина), третья - Анико Рехвиашвили (Украина). Дипломантом конкурса стал Дмитрий Клявин (Украина).

Кроме того, решением жюри специальными дипломами II Международного конкурса им. С.Лифаря впервые отмечена работа педагогов - Валерия Парсегова, Николая Прядченко, Аллы Лагоды (все - Украина) и Алекса Урсуляка (Германия).

За актерское мастерство дипломом награжден солист Национальной оперы Украины Владимир Чуприн.

Послесловие

Организация международного конкурса в наше время - дело чрезвычайно сложное прежде всего из-за обилия неразрешимых экономических проблем. Но желание не утратить это дорогое приобретение - балетный конкурс - столь велико, что его организаторы сделали все возможное, только бы он не сорвался. И участникам пришлось мириться, приспосабливаясь на ходу ко множеству изменений в условиях конкурса, к отсутствию порой элементарных удобств как в театре, так и в гостинице, скромному питанию и т.д. Однако не хотелось бы оправдывать экономическими трудностями элементарную некомпетентность многих служб конкурса.

Казалось бы нетрудно было заранее продумать, что будет необходимо участнику, приехавшему из другого города или страны, и заранее обеспечить все необходимое ему. Все это под силу профессиональному менеджменту. Но многими вопросами конкурса занимались просто случайные люди. Предоставить нужную информацию, составить график работы транспорта, доставить участников на отдых после ночного объявления результатов туров было просто некому. Спасал конкурс профессионализм театральных служб Национальной оперы Украины.

Конкурс должен оправдывать ожидания. И уж если один раз объявлено о его условиях, то можно ли неоднократно менять их (даже по причине очередных витков инфляции), не заботясь об авторитете этого конкурса? Люди, занимающиеся организацией подобных мероприятий, вольно или невольно определяют его лицо...

Информационная служба конкурса и на этот раз оказалась несостоятельной: отсутствовали не только какие-либо буклеты с необходимой информацией об участниках, но даже и программы конкурсных просмотров. Пресс-центру было не до выпуска пресс-бюллетеней, его представители сами выпрашивали изо дня в день информацию у дирекции.

Создавалось впечатление, что кто-то старается не допустить открытого разговора участников конкурсов, педагогов и критиков - обсуждения за круглым столом. Эти встречи постоянно отменялись, как впоследствии выяснилось, под надуманными предлогами. Конечно, у украинского балета много проблем. Но нельзя же до такой степени бояться даже упоминания о них! Тем более, когда вокруг оказалось достаточно много знающих людей, готовых подключиться и профессионально помочь делу.

Нынешний конкурс, и это общепризнано, превзошел первый по классу подготовки участников, открыл много новых имен. Вполне возможно, что многие из выступавших на нем со временем станут подлинным украшением балетной сцены.

Соревнование балетмейстеров показало, что период учебы урокам современной хореографии у Запада для нас завершен и подражание незаметно перешло в самостоятельное, оригинальное творчество. Оглядка на авторитеты перестала быть столь необходимой, как прежде. Начался поиск своего языка, своей образности, своих тем. Появились свет, поэзия, философия в балетных сочинениях - как бы вопреки реалиям сегодняшнего дня.

Многожанровость современного балетмейстерского творчества бесспорно имеет право на существование. Однако при этом от жюри требуется не только доброжелательное внимание, но и квалифицированная оценка. На этом конкурсе некоторые работы, получившие отклик у зрителя, не были, к сожалению, адекватно восприняты и тем более оценены знатоками жанров. Их эстетика осталась непонятой, работы - незамеченными...

Возможность увидеть, почувствовать и проанализировать все это дал нам нынешний конкурс. Для людей, искренне любящих балетное искусство, он стал центром общения, обмена знаниями...

Став традиционным, международный конкурс артистов балета им. Сержа Лифаря в Киеве, несомненно, даст новый толчок развитию балетного искусства в Украине.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №6, 16 февраля-22 февраля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно