| |||||
Редкий гость фестиваля —Вуди Аллен |
Ни пресса, ни посвященные в секреты жюри эксперты не предполагали, что именно лента режиссера Романа Поланского «Пианист» получит Золотую пальму на 55-м кинофестивале в Каннах. Сразу после провозглашения номинаций пресса даже попробовала повозмущаться, что особенно чувствовалось в комментариях французского телевидения. Фаворитом у прессы был явно другой кандидат — финский фильм «Человек без прошлого».
Французский режиссер Роман Полански, похоже, тоже был застигнут врасплох неожиданной удачей. «Этот фильм — самый личностный в моей жизни», — волнуясь и запинаясь произнес он, получая приз. 68-летний Полански, всемирно известный режиссер польского происхождения, впервые выиграл первый приз самого известного кинофестиваля в мире, несмотря на то, что неоднократно предлагал свои работы («MacBeth», «Квартиросъемщик», «Пираты») к его рассмотрению.
Фильм рассказывает о судьбе польского еврея-музыканта, которому чудом удалось выжить во время войны в Варшавском гетто. В основе сценария — документальная повесть пианиста Владислава Шпильмана, которого близко знал режиссер. Тема депортации — личная боль режиссера: его родители, вернувшиеся в Польшу из Франции за два года до начала Второй мировой войны, были депортированы.
«Я старался не подходить к теме автобиографично, — рассказывает Полански. — Долгие годы искал сюжетный ход, который позволил бы поднять тему не в личном аспекте. Реальная история из жизни известного музыканта показалась самым удачным материалом для фильма. Тут нет героя, нет патетики и чудес мужества — есть земной человек, флегматичный и талантливый, которому всего лишь посчастливилось не погибнуть».
Некая отчужденность, к которой сознательно стремился режиссер, похоже, пришлась не по душе критикам. «Несмотря на очень жесткие сцены, на концентрацию страдания, фильм воспринимается как бы отстраненно, ему недостает порыва, единого дыхания», — считает журналист еженедельника «Телерама» Андре Грийон. «Эта горькая одиссея не дотягивает до уровня Стивена Спилберга «Список Шиндлера» на ту же тему», — написала газета «Либерасьон».
Но есть и другие отзывы. В частности — об игре нью-йоркского актера Адриана Броди, исполнителя главной роли. «Я должен был научиться играть на пианино, иначе бы роль не удалась, — рассказал он на закрытии фестиваля. — Я так и не освоил чтение нот, но натренировался играть вслепую, запомнив расположение клавиш». Броди приветствовали овациями куда более бурными, чем режиссера-победителя.
В остальных номинациях награды распределились следующим образом.
Гран-при за самую оригинальную работу достался фавориту журналистских симпатий — финскому фильму «Человек без прошлого» (режиссер Аки Корисмаки). Исполнительница главной роли в этом фильме Кати Утинен также получила приз за лучшую женскую роль.
Приз за лучшую мужскую роль достался бельгийскому актеру Оливье Гурме, сыгравшему в фильме братьев Жана-Пьера и Люка Дарденов «Сын».
Специальный приз жюри получила лента палестинского режиссера Елиа Сулеймана «Божественное вмешательство». Палестина впервые за свою историю представила фильм на Каннский фестиваль.
Наконец, приз 55 фестиваля пролучила американская документальная лента «Bowling For Columbine». Этот фильм — в определенном смысле политический демарш против культа оружия, который, по мнению режиссера Михаела Мора (Michael Moore) заложен в саму основу национальной гордости американцев. «Фильм было чудовищно сложно довести до ума после терактов 11 сентября. Я надеялся, что президент Буш увидит мой фильм в Каннах», — заявил режиссер на церемонии вручения призов. Это могло бы случиться: как раз в воскресенье 26 июня Джордж Буш прибыл с двухдневным визитом во Францию. Но на фестиваль не заглянул.
Приз за лучший сценарий достался британцу, бывшему адвокату Полю Ловерти за фильм «Sweet Sixteen». А приз за лучшую режиссуру разделен между корейцем Им Квон Теком, фильм «Пьян от женщин и искусства», и американцем Полем-Томасом Андерсеном — фильм «Punch-Drunk Love».
Вопреки ожиданиям и прогнозам, вне наград оказался фильм российского режиссера Александра Сокурова — единственного восточноевропейского режиссера (если не считать Полански, имеющего французское гражданство), предствавившего фильм на конкрусный просмотр. «Русский ковчег» Сокурова — фильм запредельно оригинальный, снятый на одном дыхании в петербургском музее «Эрмитаж» за полтора часа беспрерывной работы кинокамеры. Кадры фильма воспроизводят яркие сцены русской истории, происходившие в Зимнем дворце и рядом с ним.
Французская пресса прочила фильм Сокурова — «самого большого оригинала из русских режиссеров» — на номинацию по оригинальному сценарию или на спецприз. Однако 860 артистов, 360 костюмов из разных эпох российской истории, сам прецедент беспрерывной съемки на скорости 24 изображения в секунду оказались недостаточными, чтобы покорить сердца членов жюри.
«Сокуров видит кино как вторичное искусство, которое как бы отстает от нашего века, — от времени, которое режиссер видит мутным, трусливым и позорным, — написала газета «Либерасьон». — Он смотрит в прошлое. Он боготворит искусство и литертуру ХIХ века, великих русских прозаиков и немецких романтиков. Однако самый красивый парадокс проявился в том, что именно реакционные вкусы и делают Сокурова режиссером удивительно современным».
В 1999 году Александр Сокуров с фильмом «Молох» (о Гитлере) был премирован Каннским фестивалем. Нынешняя неудача его, похоже, не смутила: «Все еще будет, — загадочно пообещал он на заключительном вечере в Каннах. — Меня давно не интересует обычное кино, я хочу делать только новаторские вещи. Атмосфера, жизнь предметов — вот что меня интересует. «Русский ковчег» — это фантазия, которая пришла ко мне 9 лет назад и уже воплотилась. Я уже думаю о новых работах: свет, пространство — все это дает уникальные возможности творить».
Похоже, самыми яркими моментами фестиваля оказались два внеконкурсных фильма — «Конец Голливуда» Вуди Аллена и лента Клода Лелюша «А сейчас… леди и джентльмены» с Патрисией Каас.
«Классик нью-йоркской комедии» Вуди Аллен в который раз собрал море оваций, когда его новый фильм открывал фестиваль. «Само появление легендарного Вуди в Каннах гарантировало организаторам фестиваля событие», — написала газета «Телерама». Верный себе Аллен воспользовался случаем и заявил с подиума, что к самой идее соревнования полнометражных фильмов относится и будет относиться негативно. «Это имело бы смысл, если бы все фильмы затрагивали одну и ту же тему», — заявил он.
В фильме «Конец Голливуда» Вуди Аллен создает образ режиссера-ипохондрика, популярного в 80-х и забытого в
90-х годах. Бывшая именитость ссорится со всем Голливудом, расстается с женой и перебивается заработками от рекламных роликов. Отставленная супруга подкидывает ему заказ на фильм, но он слепнет… И все же доводит работу до конца. «Изысканный ритм, блестящие сцены, тончайшие диалоги, коими автор нас не потчевал с десяток лет, — восторженно отозвалась французская газета «Фигаро». — Мы поняли намек относительно слепого режиссера, — отрезвитель Вуди Аллен решительно необходим миру».
Второй внеконкурсный фильм, — работа Клода Лелюша «А сейчас… леди и джентльмены», — демонстрировался на торжественном закрытии фестиваля. Публика была заинтригована не только именем создателя бессмертных фильмов «Мужчина и женщина» и «Мужчина и женщина 20 лет спустя», но и перевоплощением французской певицы Патрисии Каас в актрису. В прошлом году в Каннах аналогичную «смену профессии» из певиц в актрисы продемонстрировала исландская рок-певица Бьорк, которая, правда, с тех пор зареклась сниматься в кино.
«А сейчас… леди и джентльмены» — любовная история, отснятая в жанре триллера. Гангстер и джентльмен — его играет английский актер Джереми Айренс — убегает от постылой бандитской жизни, в одиночку отправляется в кругосветное путешествие под парусом и встречает джаз-певицу, раздавленную буднями, безразличием и отсутствием счастья.
«Мне нужна была для этого фильма меланхолическая певица, и подобрать такую было безумно сложно, — объясняет Клод Лелюш появление в фильме Патрисии Каас. — Патрисия несет в себе эту естественную меланхолию. Но я никогда в жизни так не боялся, как в первый день съемок этого фильма».
Патрисия Каас вспоминает, что поначалу не отнеслась к предложению сниматься серьезно. «Я пошла на встречу с Лелюшем из вежливости и любопытства, — говорит она. — Понимала, что рискую со временем услышать, что пою я лучше, чем играю. Не чувствую себя особенной в кино, но, по-моему, я была трогательной». Как и Бьорк, Патрисия Каас уже заявила, что в ближайшем будущем сниматься не планирует: «Моя главная страсть в жизни — песня».
«Кино живо и в добром здравии», — заключил, закрывая фестиваль, председатель жюри Девид Линч. Если говорить не только о творческом аспекте, не только о новаторских поисках режиссеров и сценаристов, но и коммерческом обеспечении Каннского фестиваля, американский режиссер скорее прав, чем нет. За последние годы Каннский фестиваль все больше приобретает вспомогательных атрибутов шоу и все больше уходит от изначальной ставки на элитарность. Это позволяет фестивалю выжить.
Набережная Круазетт с каждым годом пополняется модными бутиками, которые одалживают коллекции кинозвездам и звездочкам. Рекламный эффект гарантирован, ибо любители кино охотно раскупают дорогие коллекции «под Изабель Аржани» или «под Сандрин Боннер». Параллельно работают клубы профессиональных встреч, проводятся дебаты по эстетике. Аккредитация больше не несет привкуса избранности: прямо на пляже демонстрируются на большом экране конкурсные фильмы. Из этой финансовой подпитки — любопытства и тщеславия одних и истинной любви к искусству других — рождается, как из пены морской, Событие — самый известный в мире международный кинофестиваль, подаривший тривиальному морскому курорту бессмертие.