МОСТЫ ЛЮБВИ МУЗЫКАНТОВ

3 октября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №38, 3 октября-10 октября

Мосты любви, поскольку ездят друг к другу музыканты часто и удовольствие получают обоюдное. После...

Мосты любви, поскольку ездят друг к другу музыканты часто и удовольствие получают обоюдное. Последний совместный концерт состоялся в Киеве в Большом концертном зале аппаратно-студийного комплекса Национальной радиокомпании Украины. Национальный симфонический оркестр Украины исполнял «Шехеразаду» Н. Римского-Корсакова и Третий концерт С. Рахманинова для фортепиано с оркестром. Дирижировал Нох Те Чул, солировала Хе Кунг Мо (оба — граждане Кореи).

Хороший был концерт, достойные исполнители, особенно тронуло мастерство молодой солистки Хе Кунг Мо — очень музыкальное, высокотехничное, тонко прочувствованное исполнение сложного произведения Рахманинова приятно порадовало. Эмоциональная насыщенность и зрелость чувств были удивительны для столь молодой солистки. Морская стихия в «Шехеразаде» грозила выйти из берегов, и только огромная студия удержала это цунами в заданных художественных рамках.

Поначалу, правда, несколько удивила программа концерта — два русских произведения в исполнении двух корейских музыкантов и украинского оркестра. Оказалось, что корейцам очень нравится славянская музыка. Поскольку души их — романтические и во многом близкие нашей душе. Они хорошо чувствуют, понимают и, главное, умеют передать самые тонкие нюансы музыки. Петр Ильич Чайковский — любимый композитор многих корейских дирижеров, Сергея Рахманинова особенно любит солистка. И всяческие «чувства тонкие» очень почитаемы в их стране. Что ж, это многое объясняет. К примеру, склонность корейцев к размаху.

В мае нынешнего года в Сеуле на огромном стадионе, построенном специально для чемпионата мира по футболу, состоялось грандиозное представление оперы «Турандот» Джакомо Пуччини с международным составом солистов. Korea Arena World Cup Stadium был заполнен до отказа. Опера повторялась четыре вечера, ее успели послушать около 200 тысяч зрителей. В этом благородном деле принимал участие и наш Национальный оркестр, а партию Тимура пел Валентин Пивоваров. Шоу действительно было феерическим и незабываемым.

А все дело в том, что Корея, достигнув достаточно высокого уровня экономического развития, закономерно задумалась о повышении музыкального уровня искусства до таких же высот. И планомерно воплощает в жизнь свои идеи: корейские музыканты гастролируют по миру (и к нам частенько заезжают), приглашают звездные составы к себе, да и вообще делают много полезного для утверждения национального престижа. Кстати, постановка «Турандот» была организована с помощью министерства культуры и туризма Кореи и Корейской футбольной ассоциации.

Но, как оказалось, о таких понятиях, как добрая слава страны, заботится у них не только государство: в Украину недавно приезжал молодой корейский скрипач, который привез с собой скрипку Страдивари, подлинный старинный инструмент. Tрудно представить себе, что человек может сам совершить такую покупку — стоимость скрипки около сорока миллионов долларов. Так вот — ее купил концерн «Самсунг» с тем, чтобы именно корейский музыкант играл на ней. Именно так цивилизованные страны понимают саморекламу. Вот где широта души, похожей на славянскую, вот где размах и удаль!

Нам же с вами, дорогие соотечественники, трудно представить себе не только возможность частной покупки такого инструмента, но и подобной акции вообще. Пусть это даже не просто благородный поступок, а отлично продуманный пиар-ход, как у нас теперь это называется.

Национальный симфонический оркестр Украины имеет лучших музыкантов, отличного дирижера — молодого, талантливого и высокопрофессионального; колоссальный опыт, награды и почести, определенную степень свободы в виде открытых границ и множества всяких предложений и приглашений. В мае этого года, как уже было сказано, они играли «Турандот» в Сеуле. «Новый год мы встречали на Сицилии, а мой день рождения праздновали в Голландии, — грустно хвастает оркестрант. — Грядущий Новый год застанет в каком-то из городов большого турне по Европе: предположительно оно начнется в конце ноября концертом в Риме, посвященном годовщине голодомора в Украине. В программе тура — концерты в Испании, Франции, Италии, Австрии; в Киев оркестр вернется лишь к концу января. «Если, — оговаривается умудренный горьким опытом музыкант, — в последний момент Министерство культуры не отменит участие оркестра в концерте-реквиеме в Ватикане 22 ноября, подсчитав расходы и рассудительно решив, что достаточно послать одного, к примеру, гитариста». Но и без римского концерта гастроли очень долгие, и не нужно рубить окно в Европу — двери для наших музыкантов широко открыты.

Казалось бы, чего еще может желать музыкантская душа, если не активной концертно-гастрольной деятельности? Но не от сладкой жизни колесят по миру артисты лучшего из украинских симфонических коллективов — в Киеве-то играть им негде! «Разговоры о том, что у нас лучший в Европе зал — обман, — признаются оркестранты, имея в виду Колонный зал Национальной филармонии. — Спасибо купцам, отстроили, но он — маленький. В немецком или испанском городишке залы намного пристойнее, чем в нашей столице, — по величине сцены и зала, по акустике, по условиям для работы».

О размере государственной благодарности за изнуряющий творческий труд в нашей стране говорить уже давно не оригинально. В России, к примеру, музыканты Государственного оркестра получают тысячу-полторы долларов зарплаты. Близкий пример — как никак наши соседи (опять же с широкой душой) заботятся о национальном престиже. Мы же только поставляем музыкантов всему миру — кто имеет здоровье и желание, давно уже уехал за рубеж.

Говорят, шоу-бизнес — второй по уровню доходов вид деятельности после продажи наркотиков (поют у нас и директора, и уборщицы). Но также говорят, что академическая музыка может существовать исключительно за счет меценатства. А мы, похоже, пока стесняемся тратить деньги на классику. Хотя все будто бы идет к тому — мы уже слышим что-то наподобие «престижно засветиться на Башмете». Глядишь, скоро и не пробиться будет в меценаты. Поторопитесь, господа!

Год 2003-й объявлен годом культуры, но едва ли можно с уверенностью утверждать, что нынешний год культурнее предыдущего. Не видать по-прежнему на наших сценах известных артистов, нет достойных имен. Мы не слышим настоящего. Хотя, может быть, нам заготовлена убойная обойма перед Новым годом: Мстислав Ростропович, Мирей Пирайя вместе с Зубином Метой, Курт Мазур и Йо Йо Ма!?

Границы открыты — хочешь, поезжай, послушай настоящих артистов там. Может быть, наших. Но только так. К сожалению, мы продолжаем существовать в условиях, когда можно лишь риторически вопрошать. В данной ситуации, как в семье при раздорах, — виноваты все. И городская власть, которая могла бы уж, кажется, вместо одного из «квадратов» построить концертный зал — а там, глядишь, и артисты бы понаехали, денежек бы в страну привезли. Страшно, конечно, но можно, в крайнем случае зажмурившись, взвалить все на плечи тех, кто в этом хоть что-то понимает — хуже все равно не сделают.

И успешные наши бизнесмены, которым, видать, тоже боязно начать первыми — как бы «коллеги» не осудили.

И сам я тоже хорош: рассказал, что делать, а для чего? Чтобы мне было, что и где слушать, и детей своих было на чем воспитывать. А то подрастут младшие, а я им: «симфонический оркестр — это когда…»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно