МИРНАЯ ПЛАНЕТА МУЗЫКА

29 апреля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 29 апреля-7 мая

Название «Филармония наций» уже известно киевским меломанам. Этот многонациональный оркестр был создан в 1995 году...

Название «Филармония наций» уже известно киевским меломанам. Этот многонациональный оркестр был создан в 1995 году. Юстус Франц, главный дирижер оркестра, воплотил мечту Леонарда Бернстайна о создании международного молодежного профессионального коллектива. Этот оркестр не может не вызывать симпатий публики. Молодость и талант - этого уже вполне достаточно, чтобы завоевывать сердца. И соседство в одном оркестре серба и албанца не просто удивляет - это дает надежду на то, что все конфликты в этом мире временные, ненастоящие и, значит, преодолимые, если представители конфликтующих сторон готовы объединиться ради вечного, прекрасного, настоящего - ради музыки. Этот оркестр воплощает общую надежду на мирное и безоблачное будущее нашей планеты. И поэтому успех его предопределен.

Оркестр «Филармония наций» не имеет постоянной «прописки» в отличие от большинства музыкальных коллективов, он постоянно гастролирует, и, несмотря на достаточно молодой возраст, на его счету уже свыше 600 концертов. В этом году «Филармония наций» при спонсорской поддержке торговой марки «DAVIDOFF» в ходе очередного турне посетила Киев и дала концерт на сцене Театра оперы и балета. В этот раз оркестр представил нашей публике сюиту «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, третью часть концерта для скрипки с оркестром П.Чайковского и Первую симфонию Й.Брамса. Как и в прошлый свой приезд оркестр порадовал блестящей техникой исполнения и высокой культурой звучания.

Сюита Прокофьева прозвучала несколько неожиданно. Непривычно мягкая манера исполнения казалась «непрокофьевской». Почти отсутствовали в нем привычные для нас яркие динамические решения, игры красок. Тем не менее это решение любопытно не только своей новизной. Оно пересекается со словами Б.Пастернака о самой трагедии Шекспира, которая, по его мнению, написана в «приглушенных тонах», все в ней как бы шепотом, тайком. Эта приглушенность звуков и придает драматизм этой в общем-то обыденной для средневековой Италии истории. Трактовка «Ромео и Джульетты» оркестром «Филармония наций» передает эту трепетную «полутоновость», творя драматизм иного порядка. Мир этой трагедии в сюите, представленной оркестром, в первую очередь был лиричным. Тут «шум улицы» доносился издалека, а роковые темы вражды не громыхали, а глуховатым рокотом творили удушливую атмосферу, в которой как бы интимным шепотом звучали темы любви.

Следуя пожеланиям, высказанным на пресс-конференции перед концертом, дирижер внес некоторые изменения в программу. И вместо заявленной увертюры «Эгмонт» Бетховена перед антрактом прозвучала третья часть концерта для скрипки с оркестром П.Чайковского. Этот номер может быть воспринят как демонстрация возможностей оркестрантов, каждый из которых может просто сделать шаг вперед и исполнить роль солиста. И чувствовать себя в этой роли вполне комфортно. Концерт был исполнен технически безупречно. И в тех же лирических тонах. В этом плане можно, наверное, сказать о том, что в трактовках этого коллектива преобладает именно лирическое начало. И если можно спорить с тем, насколько это уместно в том или ином произведении, с тем, что оркестру удается выдержать стилистическое единство исполнения от начала до конца, не поспоришь. А это говорит уже об определенной творческой концепции и немалой исполнительской культуре.

Именно это последнее хочется поставить во главу угла, говоря об исполнении Первой симфонии Й.Брамса. Она прозвучала очень по-немецки: безупречно технически, выдержанно с точки зрения стиля, без дешевых динамических эффектов. Еще раз хочется сказать о культуре звука. Это, на мой взгляд, наряду с высокой технической подготовкой самая сильная сторона оркестра «Филармония наций». Довольно часто можно слышать о том, что у западных музыкантов и коллективов техника преобладает над содержательностью исполнения, что не хватает эмоциональности и т.д. Мы нередко готовы простить музыканту «смазанный» пассаж, недостаток звучности и еще массу «мелких недочетов», если он кажется нам достаточно эмоциональным, если поток его исполнительской энергии захватывает и увлекает нас. И не суть важно для среднего слушателя даже столицы Украины, насколько этот поток соответствует требованиям, предъявленным исполнителю нотным текстом или традициями, в рамках которой создавалось то или иное произведение. Культура исполнения заключается именно в том, чтобы максимально донести до слушателя текст, эпоху, стиль. А это предполагает в первую очередь именно высокую исполнительскую технику. И этим качеством, несомненно, обладает каждый представитель оркестра «Филармония наций».

Особо следует отметить, конечно, дирижера этого уникального оркестра. Несомненно, руководить оркестром, в котором каждый - солист, и интересно, и очень нелегко. Хотя бы потому, что сделать ансамбль из солистов нередко сложнее, чем из средних музыкантов. Тем не менее Юстусу Францу это удалось. Он умеет сбалансировать оркестр, сделать его звучание цельным, выстроить драматургию сложных симфонических произведений. Несмотря на то, что он пианист, - существует достаточно расхожее мнение о том, что дирижер сам должен побыть оркестрантом, чтобы быть хорошим дирижером - он тонко чувствует оркестровую ткань и относится к тому типу дирижеров, которые «не делают лишних движений» и при этом не проигрывают в глазах зрителя-слушателя.

Главным спонсором оркестра «Филармония наций» выступает компания «Реемтсма», один из наиболее известных производителей сигарет. Под маркой «Davidoff» проходит уже пятое «Турне дружбы», в ходе которого оркестр могут услышать меломаны Будапешта, Берлина, Москвы, Токио, Шанхая, Пекина. Благодаря активной спонсорской деятельности фирмы «Реемтсма» и киевская публика смогла встретиться с коллективом, который мы уже успели полюбить.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно