Марьяна Садовская: Наша «Лісова пісня» родилась в Skype!

22 июля, 2011, 14:13 Распечатать Выпуск №27, 22 июля-13 августа

Одна из наиболее интересных премьер прошлого львовского театрального сезона — «Лісова пісня» в театре Леся Курбаса (режиссура Андрея Приходько).

Одна из наиболее интересных премьер прошлого львовского театрального сезона — «Лісова пісня» в театре Леся Курбаса (режиссура Андрея Приходько). Во время работы над этим спектаклем постановщик из Киева активно сотрудничал с мастером, которая, можно сказать, «прописана» в целом мире… Хотя Украину считает самой дорогой для своего сердца. Марьяна Садовская — широко известная в мире певица, исследователь-этнограф, аранжировщик, а также драматическая актриса, театральный путь которой начинался у курбасовцев. Потом были Польша, США, другие страны.

— Пани Марьяна, кажется именно­ в год провозглашения нашей независимости — в 1991-м­ — вас пригласили сотрудничать в Центр театрального искусства Гардженице… И с того времени начинается ваша европейская карьера.

— В то время в мои обязанности в Гардженице, кроме актерства, входило проведение голосовых тренингов вместе с актером Томеком Родовичем. Именно тогда я и начала аранжировать записанные мной во время экспедиций украинские песни.

После этого моей премьерой стала общая работа с польским композитором Мацеем Рыхлым — обработка музыкальной партитуры к спектаклю «Метамор­фозы, или Золотой осел» по Апулею.

Материал был сложный, загадочный и непривычный, а именно — немногочисленные музыкальные реликты Древней Греции, частично сохранившиеся до нашего времени на камнях и папирусах. Музыкальный шрифт расшифровали, описания теоретические есть, а вот как на самом деле звучали эти хоры Еврипида, инвокации или гимны — здесь поле для творческой фантазии и интуиции.

— Ваша львовская «Лісова пісня» прошла с заметным успехом… А когда начали работу над этим спектаклем?

— Поработать над музыкой к спектаклю «Лісова пісня» меня пригласил более года назад режиссер Андрей Приходько из Национального театра имени Ивана Франко. Познакомились мы во время показов музыкального спектакля «Русальный цикл» коллектива «КИТКА» из Сан-Фран­циско в художественном центре Киево-Могилянской академии. Поскольку я компоновала музыку к этому спектаклю, то у Андрея была возможность оценить и услышать мой «музыкальный почерк». Чуть позже он поделился своим видением спектакля «Лісова пісня» — оно было мне близким, родным, и сомнений относительно сотрудничества не возникло.

Оставалось согласовать наши рабочие графики. И здесь пригодились новейшие технологии: определенное количество проб и репетиций мы провели в Skype.

— Что для вас лично означала работа над спектаклем «Лі­сова пісня» и с режиссером Андреем Приходько?

— По моему мнению, Приходько принадлежит к кругу наиболее интересных режиссеров, работающих сейчас в Украине. Его творческий задор, смелость, бескомпромиссность — все это делает каждый его спектакль взрывом, провокацией. Его метод заставляет актера выкарабкиваться из собственной «рутины».

Сам сгорая в работе, он не выдерживает поверхностности, самоуспокоения. Работать и общаться с такими художниками — уникальный подарок. Работа над музыкой к спектаклю «Лісова пісня» — это мое перманентное прислушивание к зрительным образам, энергии, которые видел и слышал сам Андрей, а уже потом воплотил их в музыкальные формы. Мне вообще очень больно видеть, как трудно работается в Украине таким художникам, как Андрей. Как они постоянно должны пробиваться сквозь хаос, пренебрежение, бюрократию и типичные для нас «разводы руками»...

Теперь «Лісову пісню» с успехом играют во Львове. И мы мечтаем о возможности показать ее в Киеве, Харькове, Варшаве, Вроцлаве, Берлине — везде!

— Ваши планы, связанные с концертным турне по Украине, отложены. Вы якобы заявили о своем желании попробовать себя в новом амплуа — поработать в Украине в качестве музыкального руководителя спектакля. Это легче?

— Я всегда буду искать возможность работать в Украине. Я готова приезжать с концертами, делиться опытом во время мас­тер-классов или компоновать музыку к театральным спектаклям. Теперь вот начали новый этап сотрудничества с театром Курбаса. Ждет реализации музыка к кинофильму Виктории Трофи­менко.­­ Планов много...

Не могу сказать, что работать над музыкой к спектаклю проще, чем разрабатывать собственный концерт. Вообще, вопрос легкости неуместен. Меня больше всего интересуют собственно «твердые орешки», вызовы, риск, новые территории. Это не всегда легко, но всегда интересно.

— Вы были музыкальным руководителем проектов в Польше, работали над музыкой к спектаклям в Германии, США, Чехии — что удалось узнать и создать именно за рубежом?

— После Гардженице сделала несколько спектаклей с группой «Яра» при театре «Ля Мама» в Нью-Йорке. В одном из них, «Древо Песен», сотрудничала с начинающей тогда группой «ГОГОЛЬ БОРДЕЛЛО» — сейчас она очень известна благодаря украинцу Евгению Гудзю… Вторую постановку удалось привезти в Украину и показать не только в Киеве, но и в селах Крячкивка и Сварицевичи.

Вспоминаю слезы потрясения в глазах бабушек, когда их песни задорно выпевали актрисы из Нью-Йорка. Погружением в мир новой музыки стала для меня работа с театром «Футур 3» (Германия) над спектаклем «Квартет для четверых актеров» по Богуславу Шефферу.

С вокальным коллективом «КИТКА» из Сан-Франциско после «Русального цикла» сделали новую постановку «Петь сквозь тьму» — на основе военных песен и интервью с солдатами и ветеранами американских войск.

Хочу заметить, что к моей «специальности» относится собственно вокальная работа с актерами, которая делает возможным пользоваться голосом как полноценным средством выразительности.

— Во время спектакля «Лісова пісня» слышишь музыку не только в песнях, но и в звуча­нии спектакля вообще: шум леса, эхо, удары грома, ритмы шагов… В спектакле нет разделения на музыкальное сопровождение, музыкальные части, а есть музыка как слово, как дыхание. Как это удалось?

— Для меня каждая такая работа — вызов. Это освоение новой, незнакомой мне территории. Это поиск — как пение. Музыка же является не просто атмосферным фоном к спектаклю, а полноценным носителем содержания наравне с актерством, она действует на уровне слова, актерской игры, жеста.

Андрей Приходько с самого начала подчеркивал, что работаем не над музыкальным сопровождением к спектаклю, а над ПЕСНЕЙ... Лесная Песня. Песня Леса. Целый спектакль — это пение, обрывающееся, когда отбрасываем, отрицаем, отсекаем собственные корни. Поэтому так пугает глухая тишина третьего действия, которую нарушает только «брехунець» — кухонное радио. Замечательная, по-моему, режиссерская находка!

— Вы начинали когда-то в театре Леся Курбаса. И вот теперь, через какое-то время, возвращаетесь уже музыкальным руководителем — как на это отреагировали актеры, которые помнят вас как свою юную коллегу?

— Давно искали возможности общей работы. Потому этот проект и воспринялся как долгожданный праздник — и мной, и актерами.

Для меня важно поделиться опытом, полученным за последние годы творческих поисков. Особенно это касается вокального актерского тренинга.

Работая, всегда стараюсь вслушаться в индивидуальность: какие предиспозиции есть у того или иного актера? Где его сильные или слабые стороны? И тогда — раздувать огонь, провоцировать сферы, в которые, может быть, еще и не ходили. Я вообще считаю, что каждая моя музыкальная работа — это действительно соавторство. Сотворчество.

— А не возникало желания самой сыграть Мавку?

— Возникало. А еще хотелось сыграть Русалку, Маму, Пре­лестника, Дядьку Льва — всех персонажей… Сейчас, при поддержке Института им. Гротовского, начали работу над новым спектаклем с театром Курбаса в режиссуре Владимира Кучинского — «Так говорил Заратустра». Первые показы должны состояться во Вроцлаве в ноябре этого года. А главный мой проект — композиция для «Кронос Квартета». И самая большая мечта — чтобы премьера состоялась в Украине.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно