Львов: креатива мало не бывает. Профессор Франсуа Матарассо: «Если культура чего-либо стоит, то она защитит себя сама» - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Львов: креатива мало не бывает. Профессор Франсуа Матарассо: «Если культура чего-либо стоит, то она защитит себя сама»

7 ноября, 2008, 15:05 Распечатать

Британский совет в Украине (и некоторые наши государственные организации) провел в столице Галичины семинар «Львов — как стать креативным городом»...

Британский совет в Украине (и некоторые наши государственные организации) провел в столице Галичины семинар «Львов — как стать креативным городом». Цель собрания — разработать понятное и общее суждение о том, как использовать культуру для регионального развития. И как заложить основу креативного подхода к культуре в развитии городов. По такому случаю из Британии во Львов пожаловал профессор Франсуа Матарассо.

Мистер Матарассо — эксперт в вопросах «культуры локальных обществ». Он также писатель, исследователь, консультант. Он же — заслуженный профессор Школы искусств Грея, Университета Роберта Гордона. С 1980-го по 1994-й Матарассо занимался продюсерством, работая в школах, больницах, даже в тюрьмах. А уже с 1994 г. он специализируется на исследованиях, создавая новые формы практики, особенно уделяя внимание взаимодействию развития искусств, культурной политике.

Работы Франсуа переведены на французский, итальянский, португальский, русский, другие языки. В Украине при содействии Британского совета переведена и издана одна работа Франсуа Матарассо, которую он написал совместно с Чарльзом Лендри, — «Поиск равновесия: двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики».

Вообще Львову креативность отнюдь не чужда. Ведь именно этот город находится на «перекрестке» различных культур — древнерусской, украинской, польской, австрийской, еврейской. Да и исторический центр Львова не спутаешь ни с одним украинским городом, скорее он напоминает Краков, Прагу. Причем это один из немногих крупных городов в Украине, где в течение значительного исторического периода существовала украинская урбанистическая культурная традиция.

В названии семинара есть уточняющее определение «креативный». По этому поводу гость попросил участников встречи привести примеры успешного городского культурного развития. Этот этап работы назывался «вдохновение». Аудитория на примеры не скупилась. И восхищалась фестивалем «Країна мрій», проектом «Ночь в музее», Львовским танго-клубом, некой успешной «реанимацией» львовского пространства.

Франсуа также просил присутствующих обозначить как недостатки Львова, так и то, за что городу не стыдно — ни перед гостями, ни перед самим собой.

Оказалось, плюсы очевидны. Это и мультикультурный центр с высоким уровнем национального сознания. И то, что львовяне — истинные патриоты своего города. Еще в последнее время во Львове развивается инфраструктура туризма.

Среди проблем — «конфликт культур», низкий уровень образования, миграция сельского населения, полное отсутствие каких-либо культурных объектов в спальных районах, загрязнение природной среды и т.д.

— Вы сделали фантастический анализ, ваши мысли очень резонны… Но мне интересно, что никто из вас даже вскользь не упомянул экономические проблемы… Поэтому просто поражен преимущественно положительными сторонами оценки вашего города, — так реагировал британский лектор на «анализ» культурного пространства Львова.

Также званый гость отметил, что некоторые проблемы можно рассматривать и как перспективы… Улыбку присутствующих вызвало высказывание Франсуа относительно миграции сельского населения в город. Он видит в этом исключительно «плюсы», так как сельские жители «могут содействовать получению и знаний, и умений, которые затем будут применимы в городской среде».

Но, в принципе, у Франсуа Матарассо напрочь отсутствуют какие-либо иллюзии, связанные… с культурой. От поддает сомнению иногда ошибочные мнения, будто искусство — это естественное социальное добро, как и сама природа. «Если природу считать социальным добром (из-за ее нерукотворости), то об искусстве, несомненно, подобного сказать нельзя». Поэтому, по словам Франсуа, искусство можно использовать и во благо, и во зло. Например, для пропаганды антидемократических ценностей.

По мнению профессора, культура — это не обязательно что-либо хорошее, доброе, это скорее контраст «высокого» и «обычного» способа жизни.

«Искусство компенсирует ужасы жизни, — продолжает Матарассо. — Мы верим в что-то, чем занимаемся… Как верит менеджер оркестра в то, что люди смогут заплатить за билет на концерт. Например, для многих поход на балет — это уже способ самоутверждения. Именно так большинство из нас и поступает —выбирая те ценности, которые утверждают их же собственные приоритеты…»

***

На семинаре много слайдов. Как пример, программа «Живое наследие» — инициатива, которую в 2001—2005 годах поддержал Фонд короля Бодуэна в рамках сотрудничества Фонда с гражданским обществом в Южно-Восточной Европе. Цель программы — содействовать развитию общин через решение местных проблем с помощью их традиций и культурных ресурсов. Эти проекты были внедрены в Македонии, Болгарии, Боснии и Герцеговине. «Живое наследие» включает в себя много сфер прекрасного. Это музейное дело, фестивали (их главная задача — возродить интерес к забытым праздникам), фольклор, народные ремесла и много другого.

Сам же профессор Школы искусств уверен: понятия «культура» и «развитие» — братья-близнецы. Ибо «культура не есть самодостаточной ценностью, а любое креативное развитие нельзя «получить» или «взять», его нужно «сделать». Это процесс, а не нагромождение капитала.

Культуру, по мнению профессора, также можно использовать для достижения целей в других, не связанных с культурой отраслях. Например, театральные постановки — как пропаганда здорового способа жизни.

Впрочем, на вопрос «ЗН», виден ли на расстоянии этот вектор развития именно в украинской культуре? Франсуа отвечает:

— Здесь мне трудно дать вам полезную информацию, так как у меня мало опыта столкновения с Украиной. Я был в вашей стране дважды и впечатления остались хорошие. Мы всегда фильтруем наши суждения через людей… А те люди, с которыми мне довелось здесь работать, в большинстве своем очень приятные. Однако, если говорить об украинской культуре, то на нее влияют те же факторы, что и на культуру вообще. Сегодня, например, наблюдается определенное уменьшение власти культуры, происходит демократизация средств производства и потребления. Могу сказать, что обе культуры — и британская, и украинская стоят перед результатами постколониализма с вытекающими последствиями. Но разница в том, что Британия сама была колонизатором, а Украина — страна, которая была под колониализмом в тоталитарном обществе…

— В таком случае о каком развитии культуры в Украине можно говорить, если эта отрасль у нас финансируется по остаточному принципу?

— Есть много срезов культуры, которые не являются попсовыми, коммерческими. Имею в виду аматорские начинания, которые и считаю наибольшей силой страны, одной из важных составляющих культуры.

Нельзя купить то, что люди делают сами и во что они вкладывают душу, — это традиционная танцевальная музыка, любительские фестивали, театры. Не думаю, что такая культура нуждается в защите от того же «опопсения». Если культура чего-нибудь стоит, она защитит себя сама.

Именно такая культура не спонсируется и не поддерживается коммерческими структурами.

Например, в Великобритании все больше поступает денег на культуру из «некультурных» секторов. Это могут быть образовательные фонды или фонды экономического развития. И часто суммы, выделяемые из этих структур, превышают дотации государства.

Но здесь вопрос: хотите ли вы взрастить для мира «нечто» из своей собственной земли или же посадить «чужое» на своей территории? Да, Львов имеет свои плюсы и возможность выиграть большое международное признание. Ведь искусство — это оружие, которое изобрели люди. Искусство может выступать и культурной пропагандой, и манипуляцией. Чему пример — бывший СССР. Если же смотреть на искусство более объемно, то в нем можно увидеть и действенную идеологическую машину. Многие творцы вообще не почитают рабочий класс! Они создают некие арт-формы, совершенно не понятные человеку без специального образования. Я вообще не понимаю, что такое «мания величия» у художника. Ведь быть творческим человеком — это роль, а не экзистенциальная позиция. Художника должны оценивать обычные люди, а не такие же художники, как он сам.

***

В заключение британский профессор сказал всем собравшимся в помещении Центра городской истории Центрально-Восточной Европы: «Я уезжаю из Львова с хорошим ощущением будущего. Это особое место, на которое большое значение оказывает неповторимая архитектура».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно