Павел на нашу встречу слегка опоздал. Оказалось, его мастерскую, куда он хотел меня привести, накануне обокрали, перепилив оконную решетку. Собственно, уносить было нечего: в этом подвальчике на улице Саксаганского, среди старых столов и мольбертов, ценность имели только холсты. Но на них воры не позарились.
Впрочем, и Павел к мольберту давненько не подходит. Он переключился на иное дело, требующее не меньше таланта и стоического вдохновения. Он создал школу живописи и преподает в ней.
Вот парадокс нашего времени: признанные фавориты оступаются, им мешают государство, налоги, сплошной бардак, перемены ценностей и т.д. И вдруг из-за их спин появляется некто новый, неизвестный, и словно лихой иноходец несется впереди, не замечая ям и барьеров.
У Павла Ильяшенко - счастливая удача. Он умудряется не обращать внимания, «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе». Он поведен на живописи, вернее, на ее преподавании. Еще лет в шестнадцать он начал вести кружки рисования, работать в студиях, и с тех пор была у него мечта: обучать взрослых, тех, кто по разным причинам не мог заниматься в детстве живописью, но в душе чувствовал себя художником.
Казалось бы, ну кому сейчас нужны эти, с кисточками? Вокруг - развал, зарплаты не платят, шахтеры бастуют, есть нечего, и самое простое и эффективное - податься в лотошники, а то и в рэкетиры да проститутки.
Оказывается этот метод выживания прельщает отнюдь не всех. Вырвавшись из казарменного социализма и получив свободу выбора, многие почувствовали потребность реализовать свою душу - то, что было дано с детства, но тихо умирало где-нибудь в заштатном городишке или в глухом селе.
Во все времена у нас было множество своих художников-самоучек, своих Пиросмани - от безвестных кудесников вышивки и петриковской росписи до Марии Примаченко и других выдающихся мастеров. Часто жизнь у них складывалась непросто и вопреки таланту: рисовать-то они рисовали, как умели и чувствовали, а вот получить художественное образование человеку, привязанному к райцентру или селу, было чрезвычайно трудно. Павел Ильяшенко сумел нащупать нишу, никем до него не занятую. Он взялся за благородную, но неблагодарную задачу: «ставить руку» таким самородкам. Те, кто поступает на его заочные курсы живописи, - чаще всего уже зрелые люди, со своим художественным видением и манерой письма, отказавшиеся от другой, более «надежной» и денежной работы. Надо лишь немного подсказать, подправить, обнадежить - и придавленный жизнью и неверием в свои силы гадкий утенок может превратиться в прекрасного мастера живописи.
Есть и еще одна важная грань в начинании Павла Ильяшенко. В школах глубинки катастрофическое положение с учителями рисования - большинство выпускников художественных училищ и институтов оседают в крупных городах. В селе изобразительное искусство для многих столь же недоступно, как китайская грамота. А местный художник, поучившись на курсах и получив свидетельство об их окончании, часто идет преподавать в школу. Конечно, курсы - это не институт, но директор школы, в которой вакансия учителя рисования пустует много лет, рад и выпускнику курсов.
Одно из направлений курсов - народная вышивка и петриковская роспись. Лена, жена Павла, собрала и систематизировала огромное количество образцов «петриковки», сюжетов и приемов, передаваемых из поколения в поколение. Она написала свои методические пособия и ведет на курсах свое отделение.
А вот тема, решенная сравнительно недавно: отделение компьютерной графики. В районном центре уже можно найти современный компьютер, но специалисты, умеющие на нем работать, - редкость. Павел Ильяшенко сумел подобрать методический ключик для заочного обучения азам компьютерного дизайна, верстки, подготовки рекламы - тому, что нынче большая проблема для многих небольших городков, пытающихся издавать собственные газеты. После четырех месяцев выполнения заочных заданий курсантов вызывают в Киев, где с ними проводятся практические занятия по интенсивной методике. Преподаватели учат прежде всего не бояться этой штуки с клавишами и экраном, и слушатели довольно быстро осваивают компьютерную верстку газет и книг, работу с текстами, рисунками и фотографиями. Бывает, что редакции газет или рекламные агентства сами платят за обучение своих сотрудников, и те возвращаются из Киева с базовыми наборами знаний и нужной литературой.
Конечно, занятия на курсах не бесплатные, особенно на отделении компьютерной графики, но вполне доступные многим. Часто слушателям, к примеру, из неполных семей или инвалидам делается скидка. А в целом это - отнюдь не коммерческий проект, скорее культурно-благотворительный, и Лена с Павлом отнюдь не имеют тех средств, которые могли бы заработать, приспособив свои таланты только к «длинному купону» или, по нынешним временам, к гривне. Так что красть у них в мастерской было, увы или к счастью, нечего.