Накануне памятного дня 22 июня напомнил о своем существовании Театр киноактера, давно лишенный крыши над головой и, казалось бы, обреченный на небытие. Тем не менее актеры, известные и не очень, одинаково лишенные возможности работать для экрана, собрались и под руководством В.Свищева поставили пьесу Н.Мащенко и В.Шулакова «Судный день».
Тему спектакля можно выразить одним словом: отъезд. Старого, одинокого человека Аркадия Ароновича (з.а. Лев Перфилов) его зять и дочь собираются вывезти к себе, в Израиль. В убогой комнатенке на Подоле уже и вещи сложены, и билеты «в один конец» положены на стол. Завтра в восемь утра самолет должен унести Аркадия Ароновича в Тель-Авив, к новой жизни в «земле обетованной», а он все никак не может решиться: ехать или не ехать?! Как оставить вот это довоенное трюмо, чей-то подарок, вот этот патефон, этот полудохлый телевизор с его полудохлыми передачами - все такое привычное, родное? Оставить этот город, пыльный, голодный и все-таки свой? Оставить немногих уже друзей? Могилы? Бабий Яр? И тут старику вспоминается, что завтра-то - Судный день. Да-да, день 29 сентября, и много лет назад, в такой же осенний день, его семья, его знакомые, огорошенные немецким приказом с ужасом решали: идти или не идти на объявленное фашистами место сбора евреев? А самый мудрый в семье, старший брат Соломон (А.Мовчан) сказал: «Мы ничего изменить не можем, все в воле Божьей, умрем же как полагается». И сел бриться перед утренним расстрелом…
Только самых юных в семье, племянника Аркадия и его возлюбленную Мириам, не пустил Соломон в Яр: «Господи, благослови детей наших на жизнь!»
После таких воспоминаний, после появления в ночной комнате теней давно погибших родных, умершей Мириам (И.Мельник) сердце старика не выдерживает. И не в состоянии помочь ему поднятые звоном соседи Сеня и Фира (И. и Т. Слободские). Старик так и не доживает до рассвета, до отъезда, до новой жизни, он уходит к своим дорогим теням…
Впрочем, такой конец предощущается с первых минут спектакля.
Лев Перфилов в роли старика-еврея точен и естественен, его игра подымается до высокой трагедии - отнюдь не сугубо еврейской, но общечеловеческой. Это несомненная удача спектакля. Женственна, пластична и возвышенна Мириам. Величествен Соломон. Забавна соседская пара, привносящая в спектакль ауру доброго подольско-одесского юмора.
И все-таки, предчувствую, судьба спектакля будет трудной. Да, он вызовет и слезы, и смех, и аплодисменты в финале. Но, пожалуй, отнюдь не все зрители воспримут его безоговорочно. Потому что эта тема, тема отъезда, затронула тут, в Украине, тысячи и тысячи семей, прошлась по сердцам, как рашпилем, и у каждого есть свой, выстраданный ответ на вопрос: уезжать или не уезжать? Это вам не христоматийный Гамлет с его «быть или не быть», воспринимаемый как некая картонная условность. Это - сегодняшняя реалия. Многие зрители могли бы добавить в пьесу свои сюжетные повороты, свои интонации, свои горести. Это и помогает восприятию, и мешает ему. Для создателей спектакля был один спасительный выход: найти такой динамичный ход, создать такое силовое поле драматургии и режиссуры, чтобы вовлечение зрителей в действие было безоговорочным. К сожалению, иногда спектакль как бы «провисает», чувствуются обрывки сюжетных поворотов, видимо, убранных драматургом и режиссером в окончательной редакции. Впрочем, эти огрехи можно вполне списать на премьерную обкатку.
Главное, «Судный день» Н.Мащенко и В.Шулакова состоялся как явление искусства. И вновь заявил о себе Театр киноактера, на программке которого, чуть выше названия спектакля, увы, значится: «Спектакль нуждается в спонсорской поддержке»…