КОГДА «ЧУЖИХ» НЕТ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

КОГДА «ЧУЖИХ» НЕТ

23 ноября, 2001, 00:00 Распечатать

В XIX веке, во Львове был насыпан курган с целью увековечить память Люблинской унии. А у подножия уст...

В XIX веке, во Львове был насыпан курган с целью увековечить память Люблинской унии. А у подножия установлена плита с надписью о великом замысле: будто Польша, Литва и Украина-Русь когда-то объединились как вольные с вольными, равные с равными. Парадокс в том, что почти те же слова находим в гимне Украинской ССР! Если таким был чей-то замысел, то стоит ли напоминать, как он был воплощен… Это поразительное наблюдение принадлежит известному историку, профессору Львовского университета Ярославу Исаевичу. Он и целое созвездие других украинских и польских историков, принявших участие в создании фильма, обменялись весьма интересными мыслями, и особенно — о дистанции между замыслом и его воплощением.

Премьера полнометражного документального фильма «Близкие и далекие» (Варшавская киностудия «Самбор» и Национальная киностудия им. А. Довженко, режиссеры Любомир Зайонц и Михаил Ткачук, оператор Лешек Скуза, композитор Юрий Саенко) состоялась 21 ноября в Киевском доме кино.

Ничего удивительного, что фильм создается совместно, ведь в нем отражены проблемы извечных соседей. Необычность этого произведения в том, что впервые в истории украинско-польских культурных связей реализована попытка не эмоционально-художественного (как, скажем, в фильме «Огнем и мечом»), а именно научно-документального осмысления при помощи кинематографических средств, взаимоотношений двух народов, двух признанных во всем мире государств. Попытка оригинальна уже тем, что исторические события в фильме комментируют не политики, зависимые от дипломатической ситуации, а ученые. Различия мнений участников этого кинодиспута лишь помогают понять суть проблемы: вместо взаимных обвинений звучат — и очень выразительно — признания ошибок своих соотечественников.

Такая атмосфера христианского взаимопонимания не создана искусственно, да это и невозможно сделать. Просто пришло время «собирать камни». Без этой библейской мудрости, вероятно, не помогли бы ни таланты режиссеров, ни высокая эрудиция консультантов — директора Института Центральной и Восточной Европы в Люблине Ежи Клочовского и профессора Киево-Могилянской академии Наталии Яковенко.

Но сойдем на грешную землю многострадальной Украины, чей образ присутствует в каждом кадре фильма. Могучие реки, таинственные леса, торжественные купола церквей, призывные голоса колоколов. На этих древних путях встречались рус и лях, казак и поляк, католик и православный, «пан» и «товарищ». Извечные враги? Трижды — нет. Так считают лишь те, для кого все просто и ясно. А для этого не нужно никаких усилий — лишь отбросить культуру, и все. Собственно, феномен культуры общества и состоит в его сложности и многозначности. Феномен же общения между людьми и целыми народами еще сложнее, так как включает не только культурные, но и экономические, политические, религиозные отношения. Стереотипы еще живы на так называемом постсоветском пространстве — правда, только на уровне «человека с улицы». Их не было или они давно исчезли на уровне ученых, людей искусства, вообще интеллигенции. Значит, можно говорить о двух ступенях отношений между поляками и украинцами. И не дай нам Бог опуститься на нижнюю ступень, снова начав делить людей на «панов» и «товарищей»…

Одной из причин межгосударственных и межнациональных конфликтов является разное прочтение истории. Равновесию наших отношений мешали имперские синдромы сразу нескольких держав, чья официальная наука по-своему толковала историю Украины. Сегодня такое понимание, наконец, возможно. Польша и Украина — независимые государства, у них нет имперских намерений. А минимальное расстояние между замыслом и его воплощением — это, и есть исторический шанс! Позвольте привести лишь один пример:

Киевский университет был создан в 30-х годах XIX века, после ликвидации польского Кременецкого лицея и в значительной степени за его счет. В Киев были перевезены лабораторное оборудование, библиотека и даже коллекции растений. Основатели не скрывали своего намерения — новое учебное заведение было задумано как инструмент русификации, но победили традиции Киево-Могилянской академии! Кроме латыни, там звучала украинская и польская речь. На склоне столетия университет уже, по официальной версии, считался пристанищем вольнодумных смутьянов. Традиция продолжилась в 60-х годах XX столетия, когда в Киеве, Львове, других городах польские журналы и газеты приобрели огромную популярность, молодежь изучала язык западных соседей. Киевский же университет власти — тогда уже советские — считали «гнездом» украинского национализма.

Современные проявления недоверия в польско-украинских отношениях, прежде всего на бытовом уровне, — типичный постсоветский синдром. Так считает профессор Киево-Могилянской академии Татьяна Балабушевич. Ведь даже после хрущевской «оттепели» историки вынужденно замалчивали факты благотворного влияния европейской культуры в Украине. Считалось, что на Западе, кроме врагов или полуврагов, иных соседей нет. И вправду, это создало некую ментальность изоляционизма, которую сегодня приходится преодолевать с большими трудностями. Способ один — рассказать правду о прошлом, преодолевая таким образом бытующие стереотипы мышления. Собственно, для этого и создавался фильм «Близкие и далекие». Профессор Гарвардского университета Роман Шпорлюк заметил, что название фильма могло бы звучать — «Далекие, но близкие».

Авторы киноленты располагали весьма ограниченными, даже по современным меркам, материальными возможностями. Зато в их распоряжении был богатейший материал исторических событий и фактов, которыми они воспользовались. Талант вместо денег? Да, и это нетрудно доказать… Говорят, будто политики не учатся на ошибках прошлого. Подобное утверждение я бы отнес и на счет режиссеров. При наличии лишь кадров кинохроники да высказываний специалистов неигровой фильм обычно превращается в некую сумму движущихся изображений, набор похожих эпизодов, составленных из «говорящих голов». И только при условии высокого профессионализма, в первую очередь — четкой творческой концепции, мастерам документального кино удается создать ленту, которая смотрится на одном дыхании. При этом известные кинокадры прошлого мы видим будто впервые, а комментарии наших современников звучат, словно голос истории. Собственно, такова реализация замысла в «Близких и далеких»… Профессионалов окрыляла возможность сказать, наконец, правду о нашем общем прошлом — с надеждой на то, что народы и политики сделают выводы в будущем.

Наконец приходим к мысли, что дружественные отношения между народами возникают не только и не столько на правительственном или президентском уровне, а преимущественно на уровне и за счет «народной дипломатии», человеческих отношений. А прежде всего — культурных связей, которых недостает… Перед финалом фильма, как антитезис обычному официальному бодрячеству, звучат стихи Юлиуша Словацкого из поэмы «Беневский» в переводе Дмитра Павлычко.

«С обеих сторон нашлись люди, которые смогли большими усилиями и трудом выстроить мост взаимопонимания, — напоминает директор Института исторических исследований Львовского университета Ярослав Грицак. — Имеется в виду великая благородная идея, высказанная Ежи Гедройцем сразу после войны, о том, что поляки ради своего добра и также добра своих соседей должны признать: Вильнюс принадлежит литовцам, а Львов — украинцам».

…Около года тому назад увидел свет последний номер парижского журнала «Культура», чьим неизменным редактором был Ежи Гедройц — человек, которого называли политической совестью ХХ века. В своем последнем послании по случаю открытия в Варшаве выставки «Культурные связи Польши с Украиной» он писал: «В истории польско-украинских отношений были разные этапы — от кровавых и болезненных до периода сотрудничества в культуре, экономике и политике. В последние годы многое изменилось. Польское общество согласилось с нынешними границами, а политическая элита поняла, что независимая Украина необходима для сохранения независимой Польши… Сегодня можем сказать, что усилия были не напрасными».

Авторы фильма, посвящая свое творение памяти Ежи Гедройца, стремятся продолжить дело человека, сумевшего увидеть общность наших судеб во втором тысячелетии, разбудить христианское достоинство народов, чтобы не дать былым обидам лечь камнем на пути будущего сотрудничества независимых государств.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно