Украинский кинокритик Лукьян Галкин называет людей, которые особенно повлияли на отечественный кинопроцесс в 2018-м и, бесспорно, были успешными игроками на кинополе. В частности, по его мнению, человеком года стал Олег Сенцов: 145 дней голодания, мощная поддержка мирового сообщества, Премия Сахарова за свободу мысли, спектакль "Номера", поставленный по его сценарию Тамарой Труновой в Киеве, и последовательное героическое сопротивление одного человека тоталитарной машине за северной границей.
Успешным был прошлый год и для других режиссеров. Например, Сергей Лозница получил награду в категории "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля за свой фильм "Донбасс". "Если Министерство иностранных дел Украины не может справиться с тем, чтобы рассказать всему миру о войне в Донбассе, это должны делать кинематографисты", - заявил режиссер на украинской премьере фильма.
Отметился в этом году и Ярослав Лодыгин, режиссер "Дикого поля" по роману Сергея Жадана "Ворошиловград". Несмотря на то, что картина не окупилась в прокате, она подтолкнула кинематографистов к экранизации украинской новой классики и подарила новый взгляд на культовое произведение.
Выигрыш в конкурсе Минкультуры "Малые города - большие впечатления" обернулся для фестиваля кино и урбанистики "86" настоящим бюрократическим адом и требованием "отката". Но отвага команды, которая не пошла на это и выступила с многочисленными публичными заявлениями, закладывает основу для того, чтобы сделать государственную поддержку культурных инициатив более честной и прозрачной.
Отметил критик также Марысю Никитюк, драма которой "Когда падают деревья" была премьерой Берлинале и стала кинособытием года, и Леонида Кантера. Выдающийся режиссер трагически рано ушел из жизни, оставив по себе "Миф" - документальную историю Василия Слипака, солиста Парижской национальной оперы, который погиб в боевых действиях на Востоке Украины.
Успешным был год и для Дениса Иванова. Дистрибьюторской компании Arthouse Traffic, которую возглавляет Иванов, исполнилось 15 лет. Юбилейный 2018-й обозначился пятым детским кинофестивалем "Чилдрен Кинофест", второй "Киевской неделей критики" (где были представлены многочисленные фестивальные хиты, которые обошли и "Молодость", и ОМКФ), продюсированием и продвижением "Донбасса" Сергея Лозницы, а также многочисленными релизами из Канн и Берлина.
А Анна Паленчукв этом году продюсировала первое украинское мокьюментари Корнея Грицюка "2020. Безлюдная страна" и комедию Тони Ноябрёвой "Герой моего времени", а также устраивала многочисленные акции в поддержку Олега Сенцова, стала продюсером спектакля по его пьесе "Номера" и уже объявила, что в следующем году пьеса получит кинематографическое воплощение.
Подробнее об итогах 2018 и главных успехах в украинской культуре читайте в статье Олега Вергелиса и Екатерины Константиновой "Трамвай "Успех"-2018" в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".