Кино как лицо нации

18 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 18 февраля-25 февраля

Слово было делом... 23 февраля должны состояться парламентские слушания, посвященные украинскому кино...

Слово было делом...

23 февраля должны состояться парламентские слушания, посвященные украинскому кино. Инициировал их народный депутат Павел Мовчан после публикации статей Юрия и Михаила Ильенко в газете «Слово просвіти». Решение, которое будет принято после этих слушаний, обязательно для выполнения, и потому сегодня они предварительно обсуждаются в прессе, во время официальных и неофициальных встреч кинематографистов. 19 января редакция журнала «Кіно-Театр» провела круглый стол «Перспективы украинского кино», где и обсуждались его актуальные проблемы. Какое-то время продолжала работать группа, названная ее участниками комитетом спасения украинского кино: Юрий и Михаил Ильенко, Александр Коваль, Анна Чмиль, Вадим Скуратовский, Сергей Тримбач, Николай Мазяр формулировали предложения для Верховной Рады, выстраивая их по возможности конструктивно.

Борис Савченко, Александр Коваль высказали то, что волнует все кинематографическое сообщество: нужны структурные изменения киноотрасли. Для улучшения имиджа кино следует образовать отдельное ведомство (или комитет по вопросам кино, или фонд кино), в которое войдет вся инфраструктура, необходимая для производства фильмов, продвижения их к зрителю, подготовки специалистов и тому подобного. Давно надо учредить существующий во многих европейских странах специальный фонд, средства которого, накапливаемые благодаря действию Закона «О сборе на развитие украинского кино», будут идти на производство фильмов. На этот закон кинематографисты возлагают особые надежды.

На вопрос, что делать, во время разговора прозвучали разные варианты ответов. Самый лаконичный, благоприятный, так сказать, элементарный высказал режиссер Сергей Маслобойщиков: «Нужно снимать хорошие фильмы». С ударением на слове «хорошие».

Но обществу напомнить о себе очень сложно: коммуникации оборваны. Тринадцать лет украинские фильмы, созданные ценой невероятных усилий, даже вызвавшие резонанс в прессе, до зрителя не доходили. Жизнь их ограничивалась показом в Доме кино, в лучшем случае — на фестивальных экранах. Между ними и зрителями стала непробиваемая стена, названная прокатом. Преимущественно разрушенным, как и кинопроизводство. Его нынешнее возрождение в крупных городах ситуации не меняет. Поскольку восстанавливается прокат с помощью средств иностранных инвесторов, модерновые кинозалы обслуживают зарубежное кино (закон «О кино», предусматривающий 30-процентную квоту для украинских фильмов, для них не указ). Украинскому кинопроизводителю в такой кинозал не прорваться. Даже такая прогрессивная структура, как «Арт-гауз трафик», предлагает корейское, японское, тайванское, но только не украинское кино. Вспомним историю с тем же «Мамаем» Олеся Санина. Им наслаждались члены американской киноакадемии, но не наши зрители. Наш кинозритель с его деньгами отдан иностранцам.

Кстати, в Корее Олесю Санину после успешного дебюта сразу же дали возможность снять следующий фильм, тем более что у него была апробированная на «Мамае» замечательная команда и множество замыслов. Но только не у нас. И где сейчас эта команда? Оператор Сергей Михальчук высокопрофессионально работает на кино российское, музыкой Аллы Загайкевич заинтересовались в Германии, актер Олег Билоус делает спектакли в киевских театрах, Виктория Спесивцева играет в ведущих театрах Украины, ездит на фестивали со спектаклями Андрея Жолдака...

Не весь народ американизировался...

В который раз убеждаешься, что в перенасыщенном телеэфире украинскому продукту — телевизионному, кинематографическому — места нет, а под этикеткой «Наше кино» предлагается русское. И такое положение — словно само собой понятная вещь.

Читая студентам университета курс «Киноискусство» (и это не будущие специалисты по кино), я вижу интерес к украинскому кино, и он усиливается, когда телевидение показывает украинские фильмы. Последних два года их там почти не показывали. Но существует какая-то непостижимая сила, поддерживающая этот интерес.

Жанна Д’Арк украинского кино

Поскольку кинематографическая инфраструктура еще в руках государства, то киноотрасль почти полностью зависит от своего руководителя. Поэтому не менее существенен кадровый вопрос.

То, что у нас в условиях плохого финансирования национальное кино продержалось десять лет, заслуга бывшего заместителя министра культуры Анны Чмиль, считает Людмила Лемешева. До 2003 года киносообщество еще питало надежду на будущее своего кино и связывало его именно с деятельностью Анны Чмиль: она искала дополнительные источники финансирования и вынуждала режиссеров делать то же. Но ее уволили, вопреки воле большинства кинематографистов. С того времени начались упадок и застой. Как не согласиться с доктором искусствоведения Вадимом Скуратовским, считающим единственно приемлемой кандидатурой на должность заместителя министра культуры по вопросам кино именно Анну Чмиль. Ее кандидатуру на эту должность 8 февраля одобрил пленум Союза кинематографистов. А на круглом столе — все его участники.

Мы в мире

Думаю, все согласятся: ни одно из искусств не дает такого полного представления о стране, как кино. Оглядываясь на последние 13 лет нашего кино, видим сплошные разочарования и потери. Единственный светлый отрезок времени для него — это год премьерства Виктора Ющенко, который выполнил бюджетные обязательства, и у нас появились фильмы, принесшие славу Украине, — «Тир» и «Молитва за гетмана Мазепу», показанный в Берлине в самой престижной программе и получивший награду на МКФ в Польше, «Шум ветра», награжденный в Каире, «Мамай», номинированный на «Оскар», «Шел трамвай №9», побивший все рекорды по количеству наград. Как отголосок: несколько дней назад специальный приз в Клермон-Феррани получил фильм «Против солнца» Владимира Васяновича. В 2002 году была проведена еще одна важная в международном аспекте акция: широкая ретроспектива фильмов А.Довженко в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе, а в последнем из этих городов — еще и научная конференция при участии американских киноведов. Финансовая поддержка — это локомотив, везущий киноотрасль, и тогда она была достаточной.

Что у нас есть сейчас? Нынешнее руководство киноотрасли и киностудии им.А.Довженко доказало, что за полтора года можно и производственный процесс остановить, и окончательно вычеркнуть украинский фильм из культурного пространства страны. Известно, что в разных странах мира кинематограф становился предметом коммерческих спекуляций, наживы и т.п. Но история мирового кино не знает случая, чтобы директор студии, не имея в кино никаких, кроме коммерческих, интересов, при этом еще и публично пренебрегал кино своей страны. А нынешний директор киностудии им.А.Довженко прославился именно таким пренебрежением, которым щеголял в прессе.

Дойдет ли закон до финиша?

Весной 2003 года у украинского кино появился реальный шанс: был одобрен на правительственном уровне Закон «О сборе на развитие национальной кинематографии», благодаря которому могло бы открыться реальное финансирование. Но после увольнения А.Чмиль все остановилось — закон до сих пор не приняли. Участники разговора акцентировали внимание на необходимости продолжать законотворческую деятельность в поддержку украинского кино.

Вместо этого произошло тотальное уничтожение инфраструктуры кино. Ялтинскую студию купила Россия. Были попытки завоевания помещения студии «Укранимафильм» частной структурой. Тревожные вести поступают из Одессы: Одесскую студию акционируют, и она может оказаться в частных руках, если уже не оказалась. Национальная студия им. А.Довженко из-за отсутствия инвестиций в украинское кино давно сдает свои площадки российским бизнесменам. Последний же год работали над единственным фильмом — «Братчики», который финансировался по государственной программе поддержки украинского языка, то есть не за студийные средства. И все же съемочную группу грубо терроризировал директор студии. Многих специалистов со студии уволили, дескать, придут люди, умеющие делать кино. Киностудия им. А.Довженко с благословения власти за последних полтора года превратилась в коммерческое предприятие нескольких человек и сегодня к украинскому кино не причастна. Потеряв голову, по волосам не плачут. Но на совести директора и уничтожение уникальной библиотеки студии, где были комплекты «Мира искусств», «Киевской старины», которую, очевидно, собирали еще 75 лет назад, когда основали студию, с гордостью называя ее Украинским Голливудом, поскольку по оснащению она была самой передовой в Европе.

Кинематографисты не молчали, высказывали возмущение руководителям Министерства культуры, на заседании секретариата Союза кинематографистов, на коллегии министерства. Но реакции не было.

Я эти действия расцениваю как духовный геноцид. Учитывая и то, что показывают нашим гражданам частные телеканалы, которым никто не указ.

Следует сказать, что такой «культурной» политики нет нигде. У западных соседей кино переживает бум, но не за государственные средства, а благодаря умным законам и протекционизму дебютантов.

Госзаказ

Девятого февраля в Доме кино состоялось неординарное событие — на просмотр документального фильма «Время тьмы» (режиссер Сергей Дудка, «Укртелефильм», 2003) пришли Президент Украины Виктор Ющенко с женой. Перед просмотром выступили Иван Дзюба, Олег Бийма, после просмотра — Михаил Беликов, Сергей Тримбач, участники фильма. Иван Дзюба, в частности, обратился к Президенту с предложением от деятелей литературы и искусства о встрече, чтобы обсудить насущные и неотложные проблемы. Сергей Тримбач подчеркнул необходимость вернуть из российского киноархива («Госфильмофонда РФ») украинские фильмы, поскольку эту проблему можно решить только на уровне президентов двух стран. Появление Виктора Ющенко на просмотре фильма о Голодоморе неслучайно. В мире мало знают об этой трагедии украинского народа, и он считает своим долгом инициировать и финансово поддержать все начинания ученых и работников искусства, посвященные этой теме. «Я немедленно поддержу финансово создание игрового фильма о Голодоморе. У него должна быть такая мотивация, как у фильма «Храброе сердце». Это было сказано искренне, и, бесспорно, у украинских кинематографистов появился шанс снять фильм, средства на который гарантированы.

Вопрос в том, как создать наше «Храброе сердце» в условиях, когда оснащение студии устарело и часто просто непригодно. А о том, что происходит со специалистами, уже говорилось. И еще: может ли появиться впечатляющий фильм, если не налажено кинопроизводство, ведущие режиссеры десятилетиями не занимаются кино. Молодежь снимает студенческие ленты, введена (снова же благодаря А.Чмиль) практика дебютов: недавно в кинотеатре «Жовтень» состоялась премьера 12 короткометражных фильмов из серии «Любовь — это...», и эти, пусть не совсем удачные, ленты нужно расценивать как шаг кино в будущее. Но полноценной практики под крылом мастеров у молодых почти нет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно