КИЕВСКАЯ ПЕСНЬ «ЛУННОГО ПЬЕРО»

19 марта, 1999, 00:00 Распечатать

Имя Арнольда Шенберга - гениального немецкого композитора, педагога и дирижера - до сих пор вызывает у музыкантов и любителей музыки совершенно разную реакцию...

Имя Арнольда Шенберга - гениального немецкого композитора, педагога и дирижера - до сих пор вызывает у музыкантов и любителей музыки совершенно разную реакцию. Имя признанного классика, чье наследие заставило перевернуть обычные представления о музыке, до сих пор возбуждает серьезные споры и дискуссии, что значит это искусство и каковы его дальнейшие пути. Несомненно, музыкальная композиция XX века была спровоцирована поисками идей, ярчайшим выразителем которых был Арнольд Шенберг. Его творчество предопределило на долгие годы процесс, продолжающийся и сегодня, - процесс поиска тех выражающих средств, кои были бы наиболее близки авторскому замыслу, прежде всего это поиск того языка, который смог бы наиболее адекватно интерпретировать авторские идеи.

Шенберг - изобретатель серийной системы в музыке, к несчастью, нередко и воспринимается как изобретатель. Существует мнение, что художественной ценности его музыка несет не больше, чем любая интеллектуальная игра. Однако не стоит забывать, что за всеми его изобретениями и открытиями прячется незащищенная, уязвимая душа композитора. Шенберг за свою жизнь претерпел много потрясений, судьба не щадила его. Безусловно, его мятежная душа сама избрала свой путь, иначе мы не узнали бы Арнольда Шенберга.

При жизни ему приходилось противостоять сложившемуся мнению о том, что его эстетика разрушает классические нормы, перечеркивает наследие предшествующих веков. Эти обвинения обрушивались на композитора со всех сторон, и он был вынужден тратить силы и время, чтобы защитить себя от приписываемых ему несуществующих «грехов». На самом деле Шенберг был сторонником и продолжателем классической традиции. Об этом говорят все внутренние законы композиции и формы, сохраненные им во всех произведениях. В начале своего пути он был под сильным влиянием позднеромантической музыки. Рихард Вагнер, Густав Малер (с последним его связывали довольно близкие отношения) были для композитора образцами творчества, в своих первых сочинениях он неуклонно следовал традициям их письма. Не говоря уже о наследии Баха, Бетховена, Листа, Чайковского - они были для него величайшими из учителей.

В этом году весь мир празднует 125-летний юбилей великого маэстро. Музыканты разных стран посвящают его памяти свои концерты, исполняя музыку великого классика. Киевские музыканты организовали в честь его юбилея цикл концертов шенберговской музыки. Организатором и исполнителем этих акций выступил коллектив «Киевская камерата» (художественный руководитель Иван Карабиц, дирижер Владимир Матюхин).

Цикл был открыт произведениями раннего, так называемого досерийного, периода творчества композитора - «Просветленной ночью» в авторском переложении для струнного оркестра и «Лунным Пьеро» - циклом мелодрам для голоса и камерного ансамбля на слова французского поэта начала XX века Альбера Жиро. Эти два произведения символизируют собой начало того долгого пути, озаренного впоследствии открытием новой композиторской системы. «Просветленная ночь», как образец самого раннего периода, вобрала все традиционные черты позднеромантической музыки, это произведение входит в репертуар многих музыкальных коллективов. Существует уже целый ряд стилей его интерпретации. «Камерата» исполнила это сочинение в романтической «малеровско-чайковской» традиции, может быть, несколько углубив драматическую сторону музыки.

«Лунный Пьеро» подытожил первый этап творчества композитора. Именно «Лунный Пьеро» - ярчайший образец этого периода, кладезь творческих находок - обрывает довольно бурную композиторскую деятельность Шенберга на время и обрекает его почти на десятилетнее «молчание». Но это не было творческим кризисом. За эти годы появились многие его литературные сочинения, а главное - именно «Лунный Пьеро» стал средоточием многих начинаний, развившихся в целую систему композиции.

Людмила Войнаровская - известная киевская певица - блестяще исполнила вокальную партию, живо и с большим артистизмом. Это был прекрасный ансамбль, где каждый музыкант тонко чувствовал себя частью целого действа, вплетающий свой голос узором в общую музыкальную архитектуру. «Лунный Пьеро» - произведение довольно не простое по технике исполнения и достаточно масштабное, что в сумме и создает известную сложность.

Шенберговская музыка, звучащая в киевских концертных залах, - явление достаточно редкое, поэтому цикл, посвященный великому немецкому классику, - большое достижение нашей концертной практики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно