Берлинский международный кинофестиваль открывается 7 февраля и явно многих порадует новыми Стивеном Содебергом и Гас ван Сентом, а также заключительной
частью трилогии Ульриха Зайдля "Рай". Будет 19 фильмов основного конкурса и необъятные параллельные программы. В общем, тяжела доля киномана на Берлинале-2013.
Председатель жюри нынешнего форума - гонконгский режиссер Вонг Кар-Вай. И кто знает, что в традиционной социально-политической палитре преимущественно европейского кинематографа приглянется этому азиатскому меланхолику? Оный прославился мелодрамами отчуждения "Падшие ангелы", "Чукингинский экспресс" и "Любовное настроение".
Вместе с председательским креслом Кар-Вай получил и редкое право показать свой последний фильм "Великие мастера" (на открытии). Это совсем новый для него опыт массового кино в старом добром азиатском жанре боевых искусств, к тому же инспирированный биографией одного из учителей Брюса Ли - мастера Ип Мана. Очевидно, что начало фестиваля обещает нокаут.
Именно так - "Нокаут" - назывался прошлогодний "жанровый" Стивен Содеберг, показанный вне конкурса. Но претендент на награды нынешнего года "Побочный эффект", скорее, отголосок другой его работы - "Заражение". Там мир рушили вирусы, здесь - медицинские препараты. Содеберг манкировал своего друга актера Метта Деймона и отдал главную роль Джуду Лоу.
Но Метт Деймон появится в фильме другого почтенного конкурсанта - Гас Ван Сента. На сей раз никаких гей-протестов и подростковых рефлексий. "Земля обетованная" маркирована как "политический триллер на современные экологические проблемы".
Похоже, что у его соотечественника голландца Жоржа Слюйзера больше шансов на сенсацию. Слюйзер - режиссер архисерьезный, экранизировавший "Каменный плот" Сарамаго. Еще более серьезно он подошел к своему проекту 20-летней давности. Тогда съемки остановились из-за трагической передозировки американского кумира Ривера Феникса. К слову, прославившегося у Ван Сента в фильме "Мой личный штат Айдахо".
Феникс - такой себе Джеймс Дин 90-х. Его имидж нервного красивого юноши за эти годы ничуть не пострадал и помог Слюйзеру собрать модным ныне краудфандингом (всем зрительским миром) деньги на завершение драмы "Темная кровь".
Слава иранца Джафара Панахи, за свободу которого от иранских властей борется мировое киносообщество с Берлинским фестивалем в авангарде, остается в фестивальном топе, несмотря на запрет профессии на родине. Картина "Закрытый занавес" с пометкой "сделано нелегально" участвует в главном конкурсе и, судя по аннотации, герои здесь находятся в отчаянных поисках режиссера.
Выход за рамки художественного прогнозируется и в новом фильме оскаровского лауреата Даниса Тановича "Эпизод из жизни собирателя железа". Подзабытый многими автор "Ничьей земли", выигравший в 2001-м "дядюшку" в неравной борьбе с "Амели", найдет на Берлинале идеальную сцену для своего эксперимента с актерами-непрофессионалами в жанре социальной драмы.
И вновь на большом фестивале после Канн и Венеции появится Ульрих Зайдль. Гениально задуманная (в первую очередь для фестивального долгожительства) трилогия "Рай" наконец завершается фильмом о похудении "Надежда". Как и в предыдущих частях "Любовь" и "Вера", Зайдль злобно-ироничен и безжалостен к европейскому образу и жизни, и мышления. И надежда на то, что после венецианских наград он заслужил еще и берлинские, у него определенно крепка.
А вот на что претендовал француз Бруно Дюмон, снимая Жюльет Бинош в роли Камиллы Клодель? Ей ведь не избежать сравнений с блестяще сыгранной 25 лет назад Изабель Аджани ролью французской скульпторши, потерявшей в прямом смысле разум из-за несчастной любви к Родену и искусству.
И уж совсем сложно быть оптимистом по поводу новой роли Катрин Денев. Главная героиня фильма "На моем пути" - 60-летняя мятущаяся буржуа - была выписана режиссером и сценаристом Эмманюэль Берко спецально под Денев, которая в своем статусе кинонебожительницы, по-моему, уж никак не способна опуститься до роли "простой женщины".
Простоту компенсирует Берлину российское кино. В России, как известно, далеко за социальными проблемами ходить не нужно, но все более-менее авторские эксперименты на эту тему становятся аутсайдерами у себя на родине. Фестивали - самая массовая для них площадка. Так фильму Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь" повезло прорваться на конкурс Берлинале. Похоже, что Хлебников так спешил, что не успел поработать с названием: одноименный фильм Геннадия Шпаликова ему припомнили все кому ни лень.
Никаких заимствований из Шпаликова в другой "Долгой счастливой жизни", конечно, нет - скорее, аллюзии на американскую классику. Хлебников снял русский вариант "Ровно в полдень", только вместо шерифа-одиночки у него борец за правду - горожанин, приехавший в глубинку поднимать сельское хозяйство. Медведем русских не испугаешь, а вот одолеют ли русские берлинского зверя, посмотрим.