Наполеон на острове Святой Елены… Кто только не писал об этом! Лучше всех, кажется, Алданов. Но лишь один Иржи Губач в пьесе «Корсиканка» решился изобразить императора как «простого парня с Корсики», которому не повезло. Вернее, сначала везло, а потом капризная дама Фортуна бросила своего любимца на произвол судьбы. И тут на остров Святой Елены приехала последняя удача императора — солдатская вдова, корсиканка Жозефина Пети. Жозефина Малая превзошла Жозефину Великую, г-жу де Богарне, и сумела помочь «бедному парню с Корсики», которому в тот момент оставалось только писать мемуары.
«Корсиканка» по пьесе Иржи Губача — премьерный спектакль Театра драмы и комедии на Левом берегу (режиссер — Алексей Лисовец). В роли Наполеона — заслуженный артист Украины Александр Гетманский, Жозефину Пети играет яркая и темпераментная Олеся Жураковская. Правда, внешне актриса совсем не похожа на корсиканку, скорее уж — на героическую русскую женщину, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Но корсиканские песни Жозефина и Наполеон поют достаточно убедительно — так что Станиславский сказал бы: «Верю!».
Правда, сначала постановка шокирует. Согласитесь, Наполеон в домашних тапочках и небритые, неопрятные генералы — не такая уж традиционная трактовка происходивших на острове Святой Елены событий. Ждешь мундиров, орденов и аксельбантов — всего показного блеска павшего императорского величия, а получаешь — захламленную сцену и унылого, опустившегося Наполеона в компании малоприятных генералов. Но тут, в этом тесном, темном и трагическом мире, точнее — мирке, появляется женщина — корсиканка Жозефина Пети. И постепенно, к финалу спектакля, появляется все то, чего ждешь с самого начала, — мундиры, ордена и даже величие духа. А заодно и коньяк «Наполеон», рецепт которого принадлежит Жозефине Малой.
Конечно, чешский драматург, а вслед за ним и киевский режиссер намеренно сгустили тучи над последними годами жизни Наполеона. Император, конечно, не жил в хлеву, а его генералы не доили коз. Как гласит история, Наполеон обитал на вполне приличной вилле Лонгвуд, а влюблен был не в солдатскую вдову Жозефину Пети, а в жену собственного генерала. Но, согласитесь, такому императору трудно посочувствовать, а над судьбой Наполеона в трактовке Губача—Лисовца можно взгрустнуть — и вполне искренно. Этого, собственно, и добивался режиссер.
Безусловно, пальма первенства в спектакле принадлежала Олесе Жураковской. Яркая, темпераментная актриса сумела перетянуть на себя одеяло зрительского внимания. Чувствовалось, что эта постановка прежде всего о ней — Жозефине Пети, а потом уже о Наполеоне. А император нужен лишь для того, чтобы в полную силу раскрылась героическая душа «мадам генерал» — Жозефины Малой.
Александр Гетманский играл уставшего от жизни человека, который вдруг понимает, что, собственно, никогда не жил. То есть никогда не был счастлив. А счастье — в мелочах. Например, в искусстве корчить рожи, которому императора терпеливо обучает Жозефина Пети.
Один из наиболее ярких персонажей второго ряда — чудаковатый английский (точнее — шотландский) капитан Попилтон (Петр Миронов). Роли чудаков всегда особенно удавались Петру Миронову, и капитан Попилтон — не исключение. Просто диву даешься, как Попилтон — милейший человек, честный служака и отец семейства — умудряется выполнять бестолковые приказы губернатора острова сэра Лоу и не теряет при этом своего шарма. Чувствуется, что если бы не противный губернатор, Попилтон и Наполеон отлично бы поладили. И никому бы не пришло в голову удалять с острова Жозефину Пети, как это случилось в финале.
К концу спектакля герои преобразились. Наполеон сменил тапочки и солдатскую шинель на сапоги и роскошный мундир, генералы (заслуженный артист Украины Владимир Ильенко и народный артист Украины Николай Бабенко) тоже приоделись. Даже повар (Олег Месеча) выглядел настоящим франтом. А все потому, что победили самих себя. Собственную слабость и уныние. А победителям роскошные мундиры к лицу. В отличие от побежденных…