ИСТОРИЯ ЖОЗЕФИНЫ МАЛОЙ

20 июня, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №23, 20 июня-27 июня

Наполеон на острове Святой Елены… Кто только не писал об этом! Лучше всех, кажется, Алданов. Но лиш...

Наполеон на острове Святой Елены… Кто только не писал об этом! Лучше всех, кажется, Алданов. Но лишь один Иржи Губач в пьесе «Корсиканка» решился изобразить императора как «простого парня с Корсики», которому не повезло. Вернее, сначала везло, а потом капризная дама Фортуна бросила своего любимца на произвол судьбы. И тут на остров Святой Елены приехала последняя удача императора — солдатская вдова, корсиканка Жозефина Пети. Жозефина Малая превзошла Жозефину Великую, г-жу де Богарне, и сумела помочь «бедному парню с Корсики», которому в тот момент оставалось только писать мемуары.

«Корсиканка» по пьесе Иржи Губача — премьерный спектакль Театра драмы и комедии на Левом берегу (режиссер — Алексей Лисовец). В роли Наполеона — заслуженный артист Украины Александр Гетманский, Жозефину Пети играет яркая и темпераментная Олеся Жураковская. Правда, внешне актриса совсем не похожа на корсиканку, скорее уж — на героическую русскую женщину, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Но корсиканские песни Жозефина и Наполеон поют достаточно убедительно — так что Станиславский сказал бы: «Верю!».

Правда, сначала постановка шокирует. Согласитесь, Наполеон в домашних тапочках и небритые, неопрятные генералы — не такая уж традиционная трактовка происходивших на острове Святой Елены событий. Ждешь мундиров, орденов и аксельбантов — всего показного блеска павшего императорского величия, а получаешь — захламленную сцену и унылого, опустившегося Наполеона в компании малоприятных генералов. Но тут, в этом тесном, темном и трагическом мире, точнее — мирке, появляется женщина — корсиканка Жозефина Пети. И постепенно, к финалу спектакля, появляется все то, чего ждешь с самого начала, — мундиры, ордена и даже величие духа. А заодно и коньяк «Наполеон», рецепт которого принадлежит Жозефине Малой.

Конечно, чешский драматург, а вслед за ним и киевский режиссер намеренно сгустили тучи над последними годами жизни Наполеона. Император, конечно, не жил в хлеву, а его генералы не доили коз. Как гласит история, Наполеон обитал на вполне приличной вилле Лонгвуд, а влюблен был не в солдатскую вдову Жозефину Пети, а в жену собственного генерала. Но, согласитесь, такому императору трудно посочувствовать, а над судьбой Наполеона в трактовке Губача—Лисовца можно взгрустнуть — и вполне искренно. Этого, собственно, и добивался режиссер.

Безусловно, пальма первенства в спектакле принадлежала Олесе Жураковской. Яркая, темпераментная актриса сумела перетянуть на себя одеяло зрительского внимания. Чувствовалось, что эта постановка прежде всего о ней — Жозефине Пети, а потом уже о Наполеоне. А император нужен лишь для того, чтобы в полную силу раскрылась героическая душа «мадам генерал» — Жозефины Малой.

Александр Гетманский играл уставшего от жизни человека, который вдруг понимает, что, собственно, никогда не жил. То есть никогда не был счастлив. А счастье — в мелочах. Например, в искусстве корчить рожи, которому императора терпеливо обучает Жозефина Пети.

Один из наиболее ярких персонажей второго ряда — чудаковатый английский (точнее — шотландский) капитан Попилтон (Петр Миронов). Роли чудаков всегда особенно удавались Петру Миронову, и капитан Попилтон — не исключение. Просто диву даешься, как Попилтон — милейший человек, честный служака и отец семейства — умудряется выполнять бестолковые приказы губернатора острова сэра Лоу и не теряет при этом своего шарма. Чувствуется, что если бы не противный губернатор, Попилтон и Наполеон отлично бы поладили. И никому бы не пришло в голову удалять с острова Жозефину Пети, как это случилось в финале.

К концу спектакля герои преобразились. Наполеон сменил тапочки и солдатскую шинель на сапоги и роскошный мундир, генералы (заслуженный артист Украины Владимир Ильенко и народный артист Украины Николай Бабенко) тоже приоделись. Даже повар (Олег Месеча) выглядел настоящим франтом. А все потому, что победили самих себя. Собственную слабость и уныние. А победителям роскошные мундиры к лицу. В отличие от побежденных…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно