Искусство в гектарах измерить проблемно. Для «врагов культуры» припасают «золотые ошейники»

Поделиться
Бурная общественная дискуссия по вопросу спасения «утопающей украинской культуры» посредством рук самих утопающих на днях возымела продолжение...

Бурная общественная дискуссия по вопросу спасения «утопающей украинской культуры» посредством рук самих утопающих на днях возымела продолжение. На благородном заседании избранных представителей культсоциума (модераторы — братья Капрановы) в рамках акции «Украина — зона культурного бедствия» снова были озвучены новые душераздирающие цифры и шокирующие факты… Оказывается, несмотря на победные реляции о возрождении отечественного кино, кинотеатров (на местах) становится меньше, а драматических (и музыкальных) театров — во много раз меньше.

Действительно, ведь это очевидный парадокс. «Украинского кино не существует!» — для многих притча во языцех. Об этом недвусмысленно говорят и афиши. Но за последние несколько лет наши режиссеры весьма удачно «поохотились» на двух берлинских медведей и сорвали золотую ветвь с каннской пальмы, не говоря уже о добром десятке других международных фестивальных отличий. Если о фактах, то в Полтаве лишь два кинотеатра на 315 тысяч населения. В Ивано-Франковске на 234 тысяч — лишь три кинотеатра. Чтобы сохранить кинотеатры, многие их работники вынуждены приторговывать одеждой. А в Охтырском районе Сумской области вообще нет ни единого кинотеатра… В советские годы Украина была одним из наибольших производителей кинопродукции в СССР. Одна лишь киностудия им.Довженко снимала до 30 фильмов в год. Сейчас же большинство украинских киностудий превратились в «киностудии закрытого типа».

— Картина Александра Довженко «Земля» и сегодня входит в десяток лучших фильмов мирового кинематографа, — говорит кинорежиссер Лесь Санин. — А наибольшая проблема украинского кино — та же земля. И первопричина уничтожения украинского кино — борьба за землю. Большинство чиновников именно из-за этого и уничтожают культуру. Почему кинематография других стран успешно здравствует? Потому что на украинской кинотерритории действуют первобытные законы — законы силы. Естественно, что книжный магазин или киностудия не может платить равнозначные налоги, например, с банком или салоном, который торгует полулегально ввезенными в Украину автомобилями. И если так пойдет дальше, то государство полностью уничтожит собственную культуру. Ведь кроме меркантильных интересов существует еще и территория сердца и души. Почему-то много людей хотят видеть и слышать нас.

Интересный подсчет: в советские времена в Украине действовало 25 тыс. киноустановок. Площадь среднего киноэкрана — 16 кв. м. Если перемножить эти цифры, то выходит, что общая площадь украинского киноэкрана составляет 40 гектаров! Представьте — 40 гектаров кино!

— Кино в «гектарах» измерить трудно, — вступает в разговор режиссер Михаил Ильенко. — Лучше выдавать по пять-шесть киногектаров в день, нежели один раз 40 га в год! Эти киногектары, к сожалению, сегодня простаивают невспаханными. Печальный вывод для меня, как для режиссера: кино — неуспешная коллапсирующая сфера. Хотя количество общих киноустановок сейчас намного выросло. Даже проигрыватели DVD сегодня в каждом доме. Но все это кинополе работает не на Украину. Кино — цепная реакция. А сегодня нет главного — возвращения в кинопроизводство. Потому что ныне некоторые студии находятся под двойной атакой рейдеров. Я как основатель фестиваля «Відкрита ніч» могу сказать, что видел качественное украинское кино. Сейчас мы планируем запустить серию дисков с теми фильмами, которые на данном фестивале короткометражек вышли на первый план. Ведь большинство из них вернулось из заграницы с престижными призами.

Что же касается отечественного театра… Здесь тоже не ренессанс. Например, в Кременчуге Полтавской области (в городе с населением свыше 200 тысяч) вообще нет ни одного театра. А может, и не нужно им? Зато до Великой Отечественной войны в нем было три театра. Как утверждают культактивисты, на всю Донецкую область сегодня лишь пять театров. А на Кировоградщине — только четыре.

Режиссер и директор киевского театра «ДАХ» Владислав Троицкий считает, что «вся нынешняя театральная институция какой была, такой и осталась, и обслуживает она лишь саму себя». Г-н Троицкий также утверждает, что у нас вообще не существует «молодых режиссеров как класса» (разумеется, кроме него и Богомазова, хотя и это спорно, постановщикам уже давно не двадцать). Странно и то, что персонально г-н Троицкий, кажется, преподавал в Киевском театральном… И на каких сценах, спрашивается, племя младое, выпущенное из-под его крыла?

Ну и снова о культуре. Конечно же, сладостно мечтать на пресс-конференциях, сколько бы фильмов появилось в стране, будь Юлия Тимошенко кинопродюсером, а не политиком… Мечтать не вредно. Но, говоря о проблемах культурной сферы, надо бы деликатней и вежливей быть хотя бы в некоторых своих образных формулировках. К примеру, предлагают «учредить» рейтинги хамства — «Золотой намордник» и «Золотой ошейник». Первый — для иностранных структур, которые за границей оскорбляют наших «подвижников». Второй — для отечественных органов власти, которые порою за словом в карман не лезут. Но даже при подобной вопиющей несправедливости, уважаемые друзья, все же не стоило бы опускаться до уровня «оппонентов»… «Намордник» и «ошейник» — это все-таки другая опера. Далекая от борьбы за прекрасное.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме