Искусство автобусной остановки: взгляды украинцев и иностранцев

11 марта, 2016, 22:01 Распечатать Выпуск №9, 11 марта-18 марта

"Zupynka" как новый/старый национальный бренд. Возможно, такой тезис кому-то покажется странным. На самом же деле эту тему сопровождает почти "мифология". В частности, один из известных немецких путешественников поставил перед собой цель добиться опеки ЮНЕСКО над самыми красивыми автобусными остановками Украины.

 

 

 

"Zupynka" как новый/старый национальный бренд. Возможно, такой тезис кому-то покажется странным. На самом же деле эту тему сопровождает почти "мифология". В частности, один из известных немецких путешественников поставил перед собой цель добиться опеки ЮНЕСКО над самыми красивыми автобусными остановками Украины.

"Я часто путешествую в Ужгород и не раз побывал в Карпатских горах и долинах. До тех пор я не думал, что на своем пути увижу очень милые автобусные остановки. Благодаря их невероятной приветливости ожидание автобуса или отдых после похода вокруг горных пиков приобретают абсолютно новый смысл для усталого путешественника. Традиционные автобусные остановки, на мой взгляд, преимущественно встречаются за пределами городов и, наверное, были построены в начале — середине ХХ в. (На самом деле чуть позже — в 1960–1990 гг. — О.С.) Такие строения в стиле традиционной народной культуры и искусства минувшей эпохи всегда рассказывают историю, часто акцентируя внимание на семейной жизни, окружающей среде и социальных ценностях. Такие волшебные и нематериальные произведения искусства могут быть немного не в духе настоящего, но, как и раньше, прикасаются к сердцу".

Так написал в своем блоге британской путешественник Алекс Стемп, известный своими поездками на простом, дешевом велосипеде по украинским Карпатам. О чем со временем издал иллюстрированный справочник.

Так тепло британец отозвался об обычных автобусных остановках, разбросанных вдоль украинских дорог.

Но разве обычных? Ведь, кажется, больше нигде, кроме территории бывшего СССР, не додумались превращать эту сугубо функциональную вещь в произведение архитектурного искусства. Часто наивного, часто китчевого, нередко — с соответствующей идейной нагрузкой.

Но в комплексе получился настоящий отдельный жанр, "искусство автобусной остановки"!

Эти в основном железобетонные "малые архитектурные формы" во времена СССР не подверглись тотальной строительной стандартизации, высмеянной в "Иронии судьбы". На автобусных остановках шлифовали свое мастерство будущие дизайнеры (хотя этого слова тогда не употребляли), защищая на их оформлении дипломные проекты.

И студенты, и профессиональные авторы с именем оставили на художественных каменных полотнах и мозаичных панно изображения достижений советской власти, рабочих, крестьян и лесорубов на фоне скота, сельхозтехники, агропейзажей и т.п.

зупинка_1
«Боржава» (Закарпатье)

На украинских просторах особенно популярной стала техника мозаики — кропотливая, но с длительным временным запасом.

"Искусство мастеров мозаики в Украине охватывает много школ и стилистических направлений — экспрессионистские и натуралистические, соц-арт и поп. Каждое произведение искусства уникально, копирование остается уделом западных культур… Теперь цель моей жизни — добиться, чтобы самые красивые автобусные остановки Украины были взяты под защиту ЮНЕСКО", — так написал несколько лет назад в своем электронном дневнике немецкий путешественник Кристоф Брумме, после чего в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung вышла статья о живописных остановках Украины.

А в общем, подборки наиболее интересных Soviet Bus Stop с обязательным набором украинских остановок попали в ряд иллюстрированных альбомов и даже документальных фильмов, созданных в Европе.

Впрочем, обращать внимание — не означает ценить. Полуразрушенные, с замазанными рисунками и частично содранными кафелем и мозаикой, почти всегда залепленные рекламой, замусоренные, захламленные — такими предстают чуть ли не половина многочисленных автобусных остановок в паутине пресловутых украинских дорог.

Хотя хватает и положительных примеров: местные мастера, иногда за свой счет, развивают традицию художественной росписи и создают целые серии немного наивных шедевров, попадающих потом в восторженные фоторепортажи соцсетей.

А последние помогают автобусным остановкам Украины приобретать популярность. Путешественники теперь помещают в фотоотчеты не только церкви, дворцы и замки, которыми столь богата наша страна, но и интересные остановки — как оригинальные метки на своем пути.

В соцсети "Живой Журнал" с 2009 г. существует соответствующее украинское сообщество "Остановка" (zupynka.livejournal.com), насчитывающее около 180 участников, многие ценители этих малых архитектурных форм живут в Фейсбуке.

зупинка_3
Остановка на Полтавщине

Но, к сожалению, дело никак не идет дальше — к созданию общественных объединений, которые бы начали системное спасение этого наследия; не попав пока, вопреки мечтам вышеупомянутого немца, под защиту ЮНЕСКО и не имея никакого другого охранительного статуса, оно медленно самоуничтожается.

Кто-то может сказать — ну и хорошо. Это ведь, дескать, такое же проявление "советизации", как и тысячи идолов "Ильича" и его более мелких приспешников.

Но с таким большевистским подходом точно не согласятся не только любители "остановочного" дела, вроде автора статьи, но и профессионалы.

Слово профессору Дрогобычского государственного педагогического университета им. И.Франко Елене Быстровой: "Искусство внешней мозаики начало активно развивалось с 60-х годов ХХ в. Активное развитие городов вызвало развитие пригородного и междугородного автобусного сообщения.

По замыслу, автобусные остановки должны были стать элементами эстетического и идеологического влияния на население. Благодаря стабильному финансированию, мозаичные изображения разрабатывались и выполнялись на автобусных остановках и внешних фасадах городских архитектурных сооружений в течение трети века существования СССР.

Мозаика автобусных остановок — уникальное художественное явление, дававшее возможность художникам проявить творческую свободу, противостоять идеологической цензуре. Это был своеобразный советский стрит-арт. В полной мере это проявилось в мозаиках автоостановок галицкого региона. На указанной территории почти нет коммунистической символики, при этом ярко отражены концепты, символика и тематика культуры Галичины. В изображениях доминирует орнаменталистика, воссоздающая традиции вышиванок, резьбы по дереву, искусства писанок Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей.

Представлен широкий ряд растительных орнаментов, выполненных в разных стилях: барокко, реалистическом, модернистском.

Чрезвычайно интересны мозаичные картины с образами галичан в праздничной и будничной одежде. Анализ изображений остановок, в сравнении с особенностями местности, где они построены, позволяет сделать вывод, что художники учитывали специфику региона, создавая содержательное наполнение картин".

Это отрывок из статьи "Концепти культури Галичини в мистецтві зовнішньої мозаїки", написанной Еленой Александровной по результатам обработки изображений сотен автобусных остановок.

"Считаю, что необходимо принять меры для реставрации и консервации этих произведений искусства, а также прибегать к просветительским мероприятиям: рассказывать населению, ежедневно пользующемуся остановками, о высокой художественной ценности этих изображений, о необходимости сохранения этого вида искусства, которое, по моему мнению, уже никогда не возобновится", — говорит профессор Быстрова, и ее мнение разделяют как сотни "сетевых" ценителей остановки, так и люди, просто умеющие видеть прекрасное в будничном…

В тяжелое время, когда в страну пришла война, можно найти много символических смыслов в том, что эти же остановки превратились в блок-посты. Из остановок автобусных — в остановки на пути врага. Первой была остановка "Чонгар" на Херсонщине, в начале оккупации Крыма ставшая импровизированным пограничным постом, за который оккупанта, придя в себя после коварного нападения, украинцы уже не пустили.

Нередко эти старенькие остановки, обложенные мешками с грунтом, появляются в тревожных телевизионных новостях и даже в музыкальных клипах — такую мельком видим в композиции группы "Ярмак" "Білий птах": бойцы ВСУ, под прикрытием украшенных кафелем бетонных плит, ведут боевые действия. Не менее символично и уничтожение уникальной автобусной остановки авторства заслуженной художницы Крыма, члена Национального союза художников Украины Элеоноры Щегловой в Массандре в первый же месяц оккупации полуострова.

Надо надеяться, что в стране, где в драматических условиях зарождается и укрепляется гражданское общество, найдется критическая масса активистов — они выйдут за пределы буддистского созерцания рукотворного чуда, которому еще точно не пора, согласно учению дзэн, возвращаться в песок и землю. Наступит время, и украинскому слову "зупинка" не потребуется перевод на другие языки, оно станет в ряд национальных символов, наряду с казаками, борщом и вышиванкой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Oleg Suprunenko Oleg Suprunenko 14 березня, 18:03 Відкриту громадську лекцію "Концепти культури Галичини в мистецтві зовнішньої мозаїки" професор Олена Бистрова читатиме 26 квітня в м. Дрогобич, в Австрійському центрі Інституту іноземних мов Дрогобицького державного педагогічного університету, та 18 травня у Львові, в Центрі міської культури. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно