«…и долговечней — царственное слово»

1 июля, 2005, 00:00 Распечатать

Недавно посчастливилось побывать на концерте, который стоял несколько особняком в веренице любых событий, обычно именуемых концертами...

Недавно посчастливилось побывать на концерте, который стоял несколько особняком в веренице любых событий, обычно именуемых концертами. Заслуженная артистка Украины Людмила Джигуль читала Ахматову и не только. Об этом выступлении, которое состоялось в музыкальной гостиной Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского, невозможно сказать одной законченной фразой. Во-первых, мы уже слегка разучились употреблять слово «концерт» по отношению к концерту литературному. Во-вторых, сам по себе этот подарок был очень неожиданным, хотя жажда по таким вечерам мучит многих из нас настолько давно, что мы уже разучились ожидать подобного чуда. В-третьих, сама программа не исчерпывалась стихами Ахматовой: в тот раз прозвучали воспоминания Бориса Анрепа об Анне Андреевне, практически никогда не звучащие со сцены в актерском исполнении. Но даже эти уточнения не способны вполне описать то, что происходило в уютном камерном зале, рядом со старинным «Блютнером» (на этот раз безмолвствовавшим) и стеллажами с книгами, на которых, в частности, красовался полный «Брокгауз и Ефрон», именно в том издании, к которому, без сомнения, не раз обращалась сама Анна Андреевна. Сразу возникла мысль о том, что Национальная перекроила планы своих концертов таким образом, что из них полностью исчезли пользовавшиеся большим успехом поэтические вечера чтецов. Те самые, которые раньше достаточно часто предлагала публике солистка филармонии Людмила Джигуль. Такая потеря казалась вдвойне неоправданной еще и по той причине, что этот поэтический вечер проходил по удивительному адресу — угол Толстого и Владимирской. Сама Ахматова в юности, наверное, сотни раз переходила этот перекресток. Ведь среди ее киевских адресов самыми главными были три — соседняя Тарасовская, находящаяся в двух шагах от библиотеки Круглоуниверситетская и, наконец, теперешняя улица Заньковецкой. Именно на этой улице живет и Людмила Ивановна, посвятившая свою жизнь, помимо прочего, и пропаганде поэзии Ахматовой. Слово «пропаганда» не стоит воспринимать как штамп. Ведь на концерты Людмилы Джигуль со светящимися глазами приходила молодежь, ее выступления всегда были событием. А «пропагандистский пафос» ее концертов усиливался еще и тем, что поэзия Ахматовой звучала со сцены в те времена, когда Вознесенский писал: «Попробуйте купить Ахматову. Вам букинисты объяснят, что черный том ее агатовый еще дороже чем агат»… То же касалось Марины Цветаевой, Бориса Пастернака и других поэтов, чьи стихи составляют монографические концертные программы этой чтицы.

Но хотелось бы сказать не только об одном событии, с упоминания о котором начались настоящие заметки. Сейчас можно отметить некий тревожный симптом — отсутствие внимания и привычки к звучащему слову, к озвученным шедеврам поэзии. Все, что происходит в театре, окончательно приобрело «зрелищную» доминанту. Слово же окончательно затерялось между хлебом и зрелищами и до сих пор не может найти себе места, хотя бы такого, которое оно занимало во времена шестидесятников. Прислушиваться к слову теперь почему-то считается неактуальным: не тот ритм, не та динамика, слишком большой разрыв между темпом жизни и напряженно-сосредоточенной тишиной зала, который час-полтора слушал бы чье-то чтение. Неужели это правда? Как оказалось, достаточно всего нескольких мастерски поданных фраз, чтобы чья-то судьба и чьи-то стихи вдруг начали пронзительно резонировать в вашей душе. Не говоря уж о том, как поучительно было бы студентам и школьникам хоть раз услышать со сцены то, чего они раньше вообще не проходили, а нынче проходят лишь по урезанному курсу «зарубежки». Литературный концерт предоставляет сразу несколько неоценимых возможностей. Он демонстрирует культуру речи, заставляет не только слушать, но и слышать, и, наконец, дарит совершенно недоступную при чтении интонационную гамму, которая, по сути, составляет основу индивидуальной актерской интерпретации того или иного текста. Как много сразу! Сколько работы для души, сколько духовного обогащения и суггестивной силы может таиться в таком концерте! Поэтому хочется, чтобы традиция поэтических вечеров в актерском исполнении не умирала. Ведь сейчас у нее есть шанс получить второе дыхание.

Вспоминается начало 90-х. Людмила Ивановна читает бунинское «Слово», чеканно произнося: «Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена». Этому закону вечной жизни слова Людмила Джигуль верна и сегодня. Давайте и мы не будем забывать о нем, дабы в один прекрасный день не очнуться на объятом бессильной тишиной мировом погосте…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно