Художественная палитра Львова начала прошлого века - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Художественная палитра Львова начала прошлого века

12 августа, 2005, 00:00 Распечатать

В этом году Национальный музей во Львове отмечает свое 100-летие. В 1905-м он был основан митрополитом ...

Маргит Сельская. «Карусель»
Маргит Сельская. «Карусель»

В этом году Национальный музей во Львове отмечает свое 100-летие. В 1905-м он был основан митрополитом Андреем Шептицким вначале как частное собрание — Церковный музей, а в декабре 1913 года передан в дар Львову в качестве Национального музея. Около пятидесяти лет его организацией, укомплектованием коллекций и фондов руководил известный ученый-историк, славист и искусствовед Илларион Свенцицкий. Сегодня это один из наиболее представительных музеев Украины, фонды которого насчитывают более ста тридцати тысяч единиц хранения. Особенно полно (по сравнению с другими музеями) представлено здесь украинское изобразительное творчество, в частности, начала минувшего столетия. Этой тематике и посвящена нынешняя музейная выставка «Искусство Львова первой половины ХХ столетия», которая дает возможность всесторонне проследить развитие львовской художественной школы того времени.

На выставке ярко представлены около 50 художников в созданных ими произведениях живописи, графики и скульптуры. Обходя залы, видишь, как многогранно, интересно, глубоко национально их творчество, сколь интересной и по-своему самобытной была именно львовская художественная школа того периода. Ее фундамент закладывался на рубеже XIX—XX столетий, и во многом это было связано с именем знаменитого львовского художника Ивана Труша. В 1898 году по его инициативе было создано «Товариство для розвою руської штуки», объединившее украинских художников Галичины вокруг идеи развития национального искусства. Второй составляющей стало возвращение во Львов талантливой молодежи после обучения в престижных художественных школах Парижа, Кракова, Мюнхена, Вены, которые воплощали в своем творчестве новейшие достижения мирового искусства. Это дало толчок развитию новых направлений львовской художественной школы, в частности появились неоромантический и философско-символистский стили, особенно ярко выразившиеся в творчестве И.Труша и О.Новакивского. Также зарождался модерн в национальной графике, станковом и сакральном искусстве, яркими представителями которого были Е.Кульчицкая, М.Сосенко, а в монументальном стиле — М.Бойчук.

Все это сегодня наглядно продемонстрировано в залах выставки.

Законодателям моды, мэтрам, как водится, особые почести. Их прекрасные полотна — «Крымский пейзаж», «Закат солнца в лесу», «Днепр» И.Труша, «Пробуждение», «Автопортрет» Олексы Новакивского, выразительные картины Елены Кульчицкой, скульптуры Михаила Паращука — венец экспозиции.

Следом представлена целая плеяда львовских художников, входивших в «Товариство для розвою руської штуки» (1898—1904 гг.), а позже в «Товариство прихильників української літератури, науки і штуки» (1904—1914 гг.). Первая мировая война прервала творческие процессы в Галичине. Немало галицких художников оказались участниками боевых действий. Исторический срез того времени ярко отображен в творчестве Осипа Куриласа. Среди его картин мы видим чудом спасенные «Портрет Т.Шевченко. «Дивлюся, аж світає» (1918 год) и «Портрет Сеня Горука» (1916). Представлены здесь также произведения других художников на историческую тематику, в частности «Портрет запорожца» А.Манастырского, монументальное полотно Н.Ивасюка «Въезд Б.Хмельницкого в Киев» и другие.

В межвоенное двадцатилетие, несмотря на сложные экономические и политические условия, художественная жизнь Львова значительно оживилась. В то время в город приехала большая группа художников с Надднепрянской Украины. Среди них были П.Холодный, П.Ковжун, В.Крыжанивский и другие, какое-то время здесь работал и прославленный художник О.Архипенко. Организовывалось много выставок, а параллельно немало львовян начали активно работать в сакральном искусстве, оживляя его национальным сиянием и веяниями модерна. Наибольшего признания в этом направлении достиг М.Бойчук, получивший профессиональное образование в Кракове, Мюнхене, Париже. Затем там же в Париже он создал школу-мастерскую для возрождения былых иконописных традиций в украинском творчестве. На парижских выставках школа Бойчука неизменно представлялась как возрожденное византийское искусство, отсюда и название стиля — неовизантизм. После возвращения из Парижа М.Бойчук некоторое время работал во Львове, в частности в Национальном музее, где начал профессионально реставрировать иконы. Выставочное полотно «Пророк Илья» (1913 г.) принадлежит именно ко львовскому периоду творчества художника. Здесь же — фрагменты иконостаса часовни Святого Духа греко-католической семинарии во Львове работы П.Холодного. По откликам митрополита Шептицкого, этот иконостас был лучшим образцом галицкого сакрального искусства начала минувшего столетия. Большой вклад в развитие сакрального искусства внесли М.Сосенко и Е.Кульчицкая. Кроме станкового, Модест Сосенко работал и в монументальном искусстве. Ему принадлежат росписи нескольких церквей, в частности Успенской церкви во Львове. А Елена Кульчицкая — самая многогранная творческая личность того времени. Работала она во многих техниках. В сакральном искусстве использовала линейно-орнаментальную технику, характерную для графики сецессии.

Дальнейшее развитие львовской художественной школы связано с именем Олексы Новакивского. Он приехал во Львов в 1913 году из Кракова по приглашению митрополита Шептицкого с целью создать художественную школу для молодежи. В 1920—1930-х годах мастерская О.Новакивского и основанная им первая в Галичине частная школа стали центром притяжения и художников, и всей творческой элиты города. Программа обучения в школе включала разнообразные, в том числе и общеобразовательные дисциплины, которые преподавали известные специалисты в этих областях знаний. Но в творчестве единственным авторитетом для учеников был О.Новакивский. Он вырастил целую плеяду выдающихся украинских художников. Всех их представить в рамках одной выставки было просто невозможно. Поэтому мы видим здесь картины лучших представителей школы Новакивского, оставивших наиболее заметный след в украинском искусстве, — Г.Смольского, В.Дядынюка, Л.Гец, М.Мороза, С.Гебус-Баранецкую, Р.Сельского, С.Гордынского и некоторых других.

З0-е годы ХХ ст. принесли новые веяния, связанные с новыми формами в искусстве — кубизмом, футуризмом, сюрреализмом, экспрессионизмом, «переселившимися» из Парижа в другие страны, в том числе и в Украину. Это направление на выставке ярко представлено творчеством Я.Музыки, С.Гордынского, П.Ковжуна, Романа и Маргит Сельских. На новой волне создаются и новые художественные объединения, прежде всего «Асоціація незалежних українських митців» (1931—1939 гг.). Начавшаяся Вторая мировая война перечеркнула многие планы. Правда, во время германской оккупации в 1941—1944 годах во Львове работала «Спілка українських образотворчих митців», организовавшая за короткое время несколько больших выставок, самая значительная из них состоялась в 1942 году и стала своеобразным подведением итогов развития львовского художественного искусства в 30—40-е годы ХХ ст. Экспонентами той выставки были 15 художников, представленных и на выставке нынешней. В военном 1943-м во Львове начинает работать и Академия искусств — «Вищі образотворчі студії».

После 1945 года непрерывность традиций львовской художественной школы была нарушена. У многих художников не осталось шансов для продолжения работы на Родине, и они эмигрировали на Запад. Те, кто остался, вынуждены были находить компромиссы с идеологически-агитационными потребностями режима, втиснутыми в рамки нормативной эстетики соцреализма. Но жизнь, как и творчество, продолжалась. Поэтому сегодняшние львовяне должны низко склонить голову перед теми, кто любовью и большим желанием прославить свою Отчизну творили нетленный дар для будущих поколений, в том числе и для нас.

...Год столетия Национального музея проходит в буднях и праздниках. В последнее время музей-юбиляр особенно лихорадит. Несколько раз его работники выходили с акцией протеста к зданию Львовской облгосадминистрации с требованием снять с должности нынешнего директора музея, профессиональный уровень которой, по мнению большинства сотрудников, не соответствует этой должности. Конфликт настолько обострился, что глава Львовской облгосадминистрации Петр Олийнык создал специальную комиссию, которая занялась выяснением всех обстоятельств противостояния. Хорошо, что это для любителей искусства остается за кулисами...

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №6, 17 февраля-23 февраля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно