ГОСУДАРСТВО ИХ НЕ ПОКИНЕТ?..

15 декабря, 1995, 00:00 Распечатать

Нынче на Национальной киностудии имени Александра Довженко приостановлены работы над всеми картинами...

Нынче на Национальной киностудии имени Александра Довженко приостановлены работы над всеми картинами. Причина, естественно, одна: отсутствие стабильного финансирования государством. Из 240 миллиардов, твердо обещанных студии на этот год (просили 500 млрд!), держава задолжала 120 млрд, из них 57 млрд за уже выполненные работы.

Однако генеральный директор и художественный руководитель студии Николай Мащенко не теряет оптимизма. «Государство нас не бросит!», - несколько патетично завершил он свое выступление на недавнем общестудийном собрании. «По каплям, но государство постепенно все отдаст», - уверен Николай Павлович, которому таки удалось, пользуясь огромными связями, оставшимися еще с советских времен, внести за год своего правления некий ветер перемен в жизнь довженковцев.

В 95-м студия завершила три фильма: «Гелли и Нок» Вадима Ильенко, «Осторожно, красная ртуть!» Анатолия Иванова, «Москаль-чарівник» Николая Засеева. В качестве совместной постановки с частной студией «Олесь-фильм» выпущено «Атентат. Осеннее убийство в Мюнхене» Олеся Янчука. Еще три картины вошли в послесъемочный период: «Вічне колесо» В.Домбровского, «Вальдшнепи» А.Муратова, «Страшні світанки» Г.Кохана. Несколько съемочных дней осталось Михаилу Ильенко в его «Седьмом маршруте». По целевому бюджетному финансированию создает «Святое семейство» Михаил Беликов.

В стадию режиссерского сценария запущены проекты Юрия Ильенко и Андрея Праченко. В течение полугода студия выплачивала зарплату еще 12 режиссерам (среди них большинство молодых), дабы те могли спокойно работать и предоставить студии качественные сценарии. Вячеслав Криштофович, после восьми лет перерыва во взаимоотношениях с довженковцами, намерен осуществить здесь совместную украино-французскую постановку «Милый друг». Сценарий картины, написанный весьма удачно Андреем Курковым, выиграл конкурс на получение гранта Министерства культуры Франции в 1 млн франков.

Всего же с Министерством культуры и финансов Украины студия имеет договор на производство в 95 - 96-х годах двенадцати картин. Ведутся переговоры и о ряде копродукционных постановок.

В будущем году студия надеется получить значительные средства за оказание услуг великому итальянскому режиссеру Франческо Рози, намеренному снимать в том числе и в Украине; иранским кинематографистам, частной студии «Кинодом РМ» известного сценариста Юрия Рогозы, которая начинает съемки 40-серийного телесериала.

Основной не решенной пока проблемой Николай Мащенко считает тот факт, что, следуя реалиям вчерашнего дня, когда в прокате огромного СССР в условиях железного занавеса кинематограф был суперприбыльным и, соответственно, самоокупаемым производством, украинское независимое государство по-прежнему относит киностудии и кинотеатры не к бюджетным (как то принято в отношении учреждений культуры), а к хозрасчетным предприятиям. Так что студия им.Довженко, невзирая на национальный статус, не получает от государства ни копейки на зарплату сотрудникам и вынуждена зарабатывать их сама, производя еще и огромные отчисления в казну.

Между тем в штате студии, как и ранее, более тысячи человек. Ни одного из сотрудников нынешний директор не сократил, и, по его собственным словам, делать этого - как и переходить на контрактную систему - не собирается. «Я человек сентиментальный, - говорит Николай Павлович, - и оставить людей без куска хлеба не могу». Это притом, что вместо прежних 12 игровых и 20 телевизионных лент студия нынче «выдает на-гора» от силы 2 - 3 картины в год.

В данной ситуации, чтобы покрывать все необходимые затраты (зарплата, ремонт помещений и оборудования, расходы на свет, отопление и т. д.), довженковцы должны зарабатывать в месяц 43 млрд 831 млн карбованцев. Не случайно столь актуален для студии вопрос сдачи в аренду собственных помещений под офисы коммерческих структур. И это самый скандальный момент во взаимоотношениях студийной администрации и «рядового состава». Только ленивый сейчас не утверждает, что уже вся студия «продана и перепродана» и что те, кто «у кормушки», наживают на сдаче в аренду огромные деньги. На уже упомянутом собрании раздавались возмущенные восклицания из зала: «Нас выселяют из операторских кабинок!», «Велели освободить весь этаж монтажного цеха. Где мы будем работать?!» и т. д.

Что ж, можно понять негодование пожилой женщины-монтажера, проработавшей в собственном кабинете 25 лет, а теперь вынужденной его покинуть. Но, с другой стороны, «зачем студии в нынешних условиях резкого сокращения производства монтажный цех в два этажа, с 60 комнатами?», - спрашивает Н.Мащенко. И вызывающе прямо заявляет: «Да, я готов до лучших времен сдать в аренду и знаменитый Первый павильон (общая площадь - 2500 кв. м) - самый большой в Европе. Пока остановка лишь в отсутствии желающих его снять!»

Сдача в аренду помещений дает студии сейчас 3 млрд. крб. в месяц. Благодаря этим средствам довженковцы в этом году снизили для спонсорских фильмов отчисления на общестудийные расходы с 60% до 22% - что, конечно же, существенно для привлечения инвесторов и работодателей со стороны.

«О каких барышах на аренде может идти речь, если сдача осуществляется по официальным расценкам и договорам?», - уверяет господин Мащенко. И, следуя законам своего «жестокого романа» с государственной властью, спешит привести факт иного рода. Раньше не было случая, утверждает Николай Павлович, чтобы высшее партийное и советское руководство республики не посмотрело нового фильма какой-либо из украинских студий. За годы же независимости на студию им. Довженко не поступало ни одной заявки с т. н. правительственных киноустановок на отечественную продукцию. В наше время там крутят иное кинцо! Власть все стремительней дистанцируется от собственной культуры, громогласно вещая с трибун о беспокойстве за ее судьбу.

Кстати, по официальным подсчетам, чтобы сегодня производство фильма окупилось в прокате Украины, каждый житель страны должен посмотреть его трижды. Ну а среднестатистическая посещаемость кинотеатров сейчас - а-ж! восемь посещений в день на всю страну. Увы, по своему изначальному замыслу и творческим особенностям ни одна из трех выпущенных довженковцами в этом году лент - ни «Гелли и Нок», ни «Москаль-чарівник», ни «Осторожно, красная ртуть!» не может претендовать на сколь-нибудь активную фестивальную судьбу. То бишь, на интерес зарубежных телеканалов и прокатчиков. О ситуации в отечественном кинопрокате сказано выше. Остается рынок СНГ... Что ж, как говорится, дай Бог нашему «Москалю-чарівнику» да волка съесть! Тем более, что по условиям государственного контракта в смете на производство фильмов не предусмотрено статей ни на рекламу, ни на маркетинг...

P.S. Между тем на студии зреет новый скандал. Небезызвестные в Украине люди - Иван Дзюба, Иван Драч, Борис Олейник, Павло Мовчан добились от правительства выделения 40 млрд крб. на продолжение трилогии «Кобзар. Заповіт» Станислава Клименко. Деньги на студию перевели. Однако теперь вышеперечисленные - они же авторы сценария картины - требуют, чтобы деньги были студией возвращены, с тем чтобы Министерство финансов перевело их Министерству просвещения, которое бы, в свою очередь, перевело их уже на студию, став заказчиком фильма. Возникает вопрос: почему именно Министерство просвещения должно стать заказчиком, если оно само не выделит ни копейки?! В чьих интересах?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно