Голос исполина

16 сентября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №36, 16 сентября-23 сентября

Большой орган в Ливадии, построенный в 1998 году, — первый отечественный инструмент такого класса, самый крупный в Украине...

Владимир Хромченко
Владимир Хромченко

Большой орган в Ливадии, построенный в 1998 году, — первый отечественный инструмент такого класса, самый крупный в Украине. Он имеет свыше 4600 труб: длина самой большой составляет около шести метров, а самой маленькой — всего несколько миллиметров. Трубы разделены на 69 групп, и через сложную систему тяг управляются с пульта органа с помощью четырех клавиатур для рук и одной клавиатуры для ног. Для управления регистрами на пульте расположено свыше 230 кнопок и рычагов.

При строительстве инструмента, его механических частей и труб, широко использовалась древесина местных пород деревьев: кедр, кипарис, сосна, дуб, бук, а также цветные металлы — олово, свинец, медь и латунь.

Наряду с традиционной органной механикой присутствует 700-канальный электронный блок управления с электронной памятью и бесконтактной системой управления, которые позволяют значительно расширить технические и художественные возможности инструмента.

В 1910—1911 гг. одновременно со строительством Ливадийского дворца велись работы по сооружению здания электростанции, которая впоследствии снабжала электроэнергией всю Ливадию. Автором проекта был первый придворный архитектор Глеб Гущин. В 1927 году оборудование электростанции было демонтировано, а в освободившихся помещениях разместились столовая и клуб. Во время проведения Ялтинской конференции в 1945 году функции электростанции были частично восстановлены. Впоследствии здесь располагались лагерь для военнопленных (1945—1947гг.), склады, мастерские и др. К концу 80-х здание находилось в полуразрушенном состоянии.

Во время реконструкции был проделан большой объем работ по восстановлению разрушенных частей строения, а также добавлены новые декоративные элементы, преобразившие его внешний облик. Специально для размещения органа было пристроено дополнительное помещение. Заново созданный интерьер включил в себя лепку, состоящую из десятка тысяч элементов, сотни квадратных метров цветных витражей. В результате проведенных работ здание превратилось в блестящий архитектурный ансамбль.

Автор и разработчик проекта строительства органа и реконструкции здания — Владимир Хромченко, директор и художественный руководитель Центра органной музыки «Ливадия», органист и органостроитель, выпускник Таллиннской консерватории, ученик известного органиста и композитора Хуго Лепнура. В настоящее время Центр органной музыки «Ливадия» — единственное в своем роде предприятие, которое создает подобные инструменты и обладает замкнутым циклом производства. В Ялте, кроме ливадийского органа, находятся еще три инструмента: в музыкальной школе, в армянской и католической церквах.

Помимо перечисленных работ, предприятие занимается реставрацией и реконструкцией органов на территории СНГ, а также имеет постоянный состав музыкантов-исполнителей на разных инструментах.

После посещения одного из концертов Центра органной музыки «Ливадия» президент Украины попросил Владимира Хромченко подготовить и предоставить ему развернутую картину сегодняшнего состояния органного искусства в Украине. Это касается концертной деятельности, преподавания, строительства новых органов, а также исторического обзора и учета сохранившихся до наших дней инструментов. Оказалось, что всего в Украине 19 органных залов, из них только восемь действующих. А, к примеру, в Австрии — стране с населением около шести миллионов человек — действует четыре тысячи органных залов!

Глава правительства Крыма Анатолий Матвиенко, ознакомившись с деятельностью Центра органной музыки «Ливадия», выразил готовность оказать энтузиастам поддержку в развитии сети органных залов в Крыму. Для начала в Симферополе, где в настоящее время нет ни одного подобного инструмента.

— К нам приезжают различные зарубежные делегации, которые понимают, какое огромное значение имеет органная музыка для духовного воспитания, — говорит Владимир Хромченко. — Они удивляются, как такая серьезная музыка могла «прижиться» в городе-курорте.

Но ведь в Крым люди приезжают не только для того, чтобы позагорать на солнышке и вдоволь накупаться в Черном море. Они приезжают и для того, чтобы отвлечься от повседневных забот, отдохнуть не только телом, но и душой.

Думаю, что те, кто приходит к нам на концерты, это, безусловно, надежда нации. Здесь они получают ответы на многие вопросы, а также моральное и духовное удовлетворение.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно