ФЕСТИВАЛЬ В СОЛОТУРНЕ И НАШЕ СТАРОЕ КИНО

9 февраля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 9 февраля-16 февраля

Жан-Люк Годар однажды заметил: «Швейцария — страна уникального взаимодействия прекрасных пейзажей и денег»...

Плакат к фильму «Дельфина Сейриг. Портрет одной кометы»
Плакат к фильму «Дельфина Сейриг. Портрет одной кометы»

Жан-Люк Годар однажды заметил: «Швейцария — страна уникального взаимодействия прекрасных пейзажей и денег». Годар — швейцарец, но его кинематографическое наследие принадлежит Франции. А славу собственно швейцарскому кино принесли Клод Горрета, Мишель Суттер, Алан Таннер, Даниэль Шмидт, Кзавье Коллер. Конец 60-х — начало 70-х критики окрестили «швейцарской новой волной». Во многом интеграции швейцарского кинематографа способствовал национальный фестиваль, организованный местным киноклубом в 1966 году в городе Солотурне. И с тех пор ежегодно в конце января этот старинный город собирает огромную аудиторию зрителей, представляя лучшие швейцарские фильмы разных жанров: игровые, документальные, анимационные. При этом, в отличие от многих других национальных смотров, фестивальная команда проводит большую отборочную работу, представляя в Солотурне далеко не все, что произведено за год в Швейцарии. А снимается ежегодно в среднем 25 игровых полнометражных, 40 документальных полнометражных, 35 короткометражных игровых, 10 короткометражных документальных, восемь анимационных фильмов. Если к этому добавить, что в трех киношколах — Цюрихе, Женеве и Лозанне — снимают более 250 студенческих фильмов в год, плюс Швейцария принимает участие в 10 европейских копродукциях, то в целом цифры выглядят более чем внушительно для небольшой европейской, пусть и богатой, державы.

 

Мне посчастливилось в десятый раз побывать на Солотурнском фестивале и проследить, как развивалось швейцарское кино 90-х. И хотя, безусловно, последняя декада несравнима с успехами 70-х, тем не менее ни один престижный международный кинофестиваль за эти годы не обходился без фильмов этой страны. Наряду с продолжающими снимать Таннером, Шмидтом, Коллером, появились новые заметные имена: Маркус Имбоден, Самир, Сильвио Сольдини, Клеменс Клофенштейн и другие.

Какие же впечатления оставил этот год? В целом следует отметить общий высокий профессиональный уровень швейцарского кино. Шедевры в мировом кинематографе рождаются не часто. Но когда планка среднего уровня из года в год удерживается на достаточно высокой отметке, свидетельствующей о здоровом развитии кинематографа, следует ожидать и появления фильмов, открывающих новые пути в киноискусстве.

В этом году наибольший интерес вызвали картины, премьеры которых успели обратить на себя внимание на различных международных фестивалях. Так, «Хлеб и тюльпаны» Сильвио Сольдини был номинирован в категории лучший фильм года на «Феликс» (европейский аналог «Оскара») за 2000 год. Итало-швейцарская копродукция с успехом демонстрируется на экранах Европы. Бруно Ганц, игравший главную роль в этой картине, назван лучшим актером года в Швейцарии.

«Грипсхольм» Кзавье Коллера был показан на недавнем московском кинофестивале «Лики Любви». Элегантная история берлинского мира кабаре начала 30-х годов прошлого (уже) века, уходящие надежды последней свободы с пульсирующим эротизмом игнорирования буржуазных табу накануне фашистской экспансии. Немецко-швейцарско-шведская копродукция.

Маркус Имбоден представил свой новый фильм «Комик». Это грустная комедия, в которой мечты о театральной сцене сталкиваются с несправедливостью реальной жизни, надежды молодых соседствуют с безысходностью стариков. Старость и детство соприкасаются в фильме молодого талантливого режиссера Дениза Рабальи «Лазурь», с прекрасной работой замечательного итальянского актера Паоло Виладжо. И снова копродукция: итало-швейцарская. Еще одна надежда нового поколения: Стефан Ягер представил немецко-швейцарскую картину «День рождения». Четверо друзей встречаются по поводу старого обещания собраться вместе в год их тридцатилетия. Вспышка старых чувств в корне изменяет их отношения. Яркая роль немецкой актрисы Бибианы Беглоу.

Многого ожидали от дебюта Мартина Ренгеля «Догма № 14. Веселая езда», швейцарского последователя движения «догмы» Ларса Фон Триера. Трагическая история любви подростков, основанная на истории реальной, оказалась схематичной и невнятной. Ожидания не оправдались, похоже, что и «догма», отдав дань киномоде, исчерпала себя.

Еще в одном дебюте режиссеры Роман Майер и Валфи Матис уводят зрителя от европейских проблем в горы Тибета. Однако фильм «Намгияль. История буддистского монаха» больше напоминает сюжет клуба кинопутешествий и не выходит на уровень серьезного киноразмышления.

Вообще для швейцарских кинематографистов характерно обращение к проблемам Азии и Африки, Боснии и Албании, Сербии, России и, иногда, Украины. В благополучной Швейцарии сюжеты найти сложнее. Особенно это проявляется в документалистике. И все же наиболее интересные произведения рождаются на родной почве. В прошлом году фестиваль представил ретроспективу классика швейцарского документального кино Жаклин Вев, которая вызвала огромный интерес. В этом году мэтр представила публике две новые работы. «Будни художника», который она снимала на протяжении 11 лет, представив на экране портрет своего сына Лорана Вева, самобытного художника. Другой — «Дельфина Сейриг. Портрет одной кометы», замечательный фильм, рассказывающий об удивительной актрисе и женщине, героине картин «Прошлым летом в Мариенбаде» Алена Рене, «Песни Индии» Маргарет Дюрас и многих других. Дельфина Сейриг умерла 15 октября 1990 года. Эмоциональная картина Жаклин Вев, которая была близким другом актрисы, разрушает заговор молчания вокруг памяти о Дельфине Сейриг.

Невозможно рассказать в кратком обзоре обо всех 230-ти фильмах, показанных на фестивале. Были и новые фильмы французских режиссеров Клода Шаброля «Спасибо за шоколад» и Оливье Ассая «Сентиментальное направление», снятые с участием швейцарских копродюсеров, и ретроспектива одного из ведущих продюсеров Швейцарии Марселя Хоена, специальная программа телевизионных фильмов... В общем в очередной раз Солотурн представил панораму современного кино Швейцарии, у которого есть корни и, наверняка, будущее.

Напоминанием о том, что и у украинского кино было большое прошлое, стала неожиданно привезенная программа Дома искусств департамента культуры Женевы, где в эти же дни, с 19 по 28 января, при поддержке посольства Украины в Швейцарии в зале имени Анри Ланглуа прошли показы украинских фильмов. «Земля» Александра Довженко, «Симфония Донбасса. Энтузиазм» Дзиги Вертова, «Тени забытых предков», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик Кериб» Сергея Параджанова, «Каменный крест» Леонида Осыки, «Долгие проводы» Киры Муратовой, «Вавилон-ХХ» Ивана Миколайчука, «Лебединое озеро. Зона» Юрия Ильенко, «Стена» Израиля Гольдштейна и «Объяснение в любви-2» Ролана Сергиенко. Если было такое кино, у украинского кинематографа должно быть будущее. И свой ежегодный национальный кинофестиваль.

У нас нет культуры, потому что нет денег, говорят некоторые чиновники. А может быть, у нас нет денег, потому что нет культуры?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно