Ее не сломить...

3 апреля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 3 апреля-10 апреля

Выход в украинский прокат фильма "Незламна" режиссера Сергея Мокрицкого коррелирует с нынешней ситуацией в Украине весьма неожиданным способом. Думали, что будет "советская агитка", а получилось наоборот. Интерпретировать фильмы может каждый, чем каждый и занимается. Но имеет ли каждая из интерпретаций под собой основания? Основания, как дьявол, скрываются в деталях. А "Незламна", словно дырявый сыр, пронизана ими. 

© Facebook/Незламна

 

 

Выход в украинский прокат фильма "Незламна" режиссера Сергея Мокрицкого коррелирует с нынешней ситуацией в Украине весьма неожиданным способом. Думали, что будет "советская агитка", а получилось наоборот.

Еще на момент подачи проекта на конкурс Госкино (три года назад), еще читая сценарий, я был против его реализации. Поскольку тогда, т.е. вплоть до недавней сдачи фильма, проект выглядел как "заказной", подбрасывающий дровишки в российский костер, разожженный "национальной идеей возрождения советской империи". 

Но даже если и было снято нечто ура-просоветское, из окончательного, прокатного варианта фильма оно убралось. Оставляя на первом месте щемящую мелодраму по жанру и военное, поражающее сложно-постановочное по форме кино. 

Но важнее, по-моему, то, что невольно проступает со второго плана, является подтекстом или, по крайней мере, имеет право на такую интерпретацию. 

О чем идет речь? Об актуальности.

Интерпретировать фильмы может каждый, чем каждый и занимается. Но имеет ли каждая из интерпретаций под собой основания?

Основания, как дьявол, скрываются в деталях. А "Незламна", словно дырявый сыр, пронизана ими. 

Деталь первая: война. Великая Отечественная началась в 1941-м так же коварно, как и война на Востоке в 2014-м, — без объявления, без предупреждения, как нож в спину для многих. 

Виктор Суворов писал, что Сталин был уверен в "дружбе" Гитлера, кто и что бы ему ни говорил. Так же и наши "ватники" были уверены в "дружбе" братского народа, который, как считали они, не может вторгнуться в Украину. Это важный аспект "Незламної": его сравнительная актуальность должна быть вынесена в начало как историческая характеристика двух войн и характеристика конкретно войны России против Украины.

Далее, вторая деталь. Тогда на СССР напали немцы, которых назвали фашистами. Как известно, фашистская партия была родом с Италии, а немцы шли под руководством нацистской партии. Но название "фашисты" приклеилось к нацистским немцам. Собственно, так же на Украину напали россияне, не являющиеся фашистами по политическому признаку — только по духу, из-за своего варварства и пророческой соотнесенности с фразой, провозглашенной, как считается, Уинстоном Черчиллем: "Фашисты будущего будут называть себя антифашистами", т.е. так же, как россияне, паясничая, называли себя антифашистами, а протестующих на Майдане — фашистами. Сколько дураку не плюй в глаза — он все равно скажет, что это божья роса.

Если обобщить и убрать временные ориентиры, получается так: главная героиня "Незламної" идет на войну с фашистами! Как идут на войну с "фашистами" многие украинки... Как пошла и Надежда Савченко... которую называют "незламною", т.е. несокрушимой...

Это третья деталь, актуализирующая фильм под наши события. Как утверждают создатели, называя так фильм для проката в Украине, они ни на что особенное не намекали, и у них не было неких концептуальных идей. Это произошло случайно. И весьма знаково. 

Несмотря на то, что Савченко не является снайпером, как Павличенко, а Людмилу не брали в плен и не судили по сфабрикованным делам, как Надежду, — некоторые сюжетные моменты "Незламної" объединяют двух украинок. И, наконец, обе ради своей любви (хотя одна любила мужчину, а вторая — отчизну) спускаются вместо Орфея в ад. Павличенко вышла и не оглянулась, ждем Савченко для полного совпадения смысла.

И, несмотря на найденные детали и желание заострить на них внимание читателя, — "Незламна" не очень-то и нуждается в интерпретации, защите и уверении в противоположном тех, кто считает ее "зламаною". Ведь все же Павличенко воевала на территории Украины и по рождению была украинкой. И считать "Незламну" просоветским, читай — пророссийским фильмом — означает опровергать факт существования Украины в советское время. 

Да, Павличенко воевала за Советский Союз, поскольку Украины как самостоятельного государства тогда не существовало. Да, Советский Союз в то время американцы называли Россией. Но делает ли это украинцев Королева, Ильенко, Мыколайчука, Чубая, Стуса — россиянами?

В идейном плане создатели фильма, в предчувствии предвиденной перспективы катастрофы и понятной травли, чего заслуживала бы выпущенная в Украине пророссийская картина во время агрессии России, словно группа папаш Карлов, подогнали "Незламну" к животворным кинематографическим формам. Love story на фоне взрывов, пули свистят над головами, а влюбленные слились в горячем поцелуе... Зритель любит быть растроганным, любит, когда есть кому сопереживать, когда есть, что сравнивать со своей жизнью и что примерить на себя, решая, как бы он поступил в той или иной ситуации. 

Зритель хочет адреналина или эндорфина, испугаться или обрадоваться, или сначала первое, а потом сразу же второе. 

"Незламна" работает именно на территории слияния двух удовольствий, особо не заморачиваясь над созданием оригинального, неповторимого микса: составляющие — обычные, соединение их — почти классическое. Но упаковка качественная, а результат употребления созданной субстанции эмоциональный. Это же массовое кино!

Люди переживают, потому что верят в историю (пусть даже первые 20 минут фильма "провисают" из-за плохо продуманных групповых сцен и вымученных реакций нескольких актеров). Люди плачут, поскольку их задевает за живое. Как сказала одна зрительница: "Я уже 20 минут проплакала, а они еще включают "Обійми" "Океана Ельзи" когда сквозь взрывы бегут главные герои... Как тут не реветь?".

Незламна_8
Facebook/Незламна

"Незламна" — первый украинский фильм популярного жанра, профессиональное выполнение которого не вынуждает стыдиться собственных технарей, даже больше — вызывает уважение хороший уровень профессии и меры. Ведь с эффектами, как с алкоголем, можно и переборщить. Или — наоборот, что так же ломает кайф.

Следующий плюс фильма — саундтрек. Кому-то не хватило музыки, — действительно, три песни инструментальные и одна акапельная украинская народная — немного на весь фильм, но та, что была, необычайно точно синхронизировалась с событиями, соответствуя нужной реакции и находясь в нужном месте. Музыка в целом — один из потенциальных козырей любого фильма, и, в зависимости от того, правильно ли эти козыри вброшены в игру, ты выиграешь или остаешься "без лапы". Создатели нашли феноменальное посвящение Людмиле от американского певца Вуди Гатри, написавшего для советской снайперши песню Miss Pavlichenko, когда та прилетела в США убеждать Рузвельта открыть в Европе второй фронт. К ней прибавили вышеупомянутый абсолютный хит "Океана Ельзи" и (поскольку фильм частично делался на российские средства и будет выпущен в России) кавер-версию Полины Гагариной на хит Виктора Цоя "Кукушка" в новой аранжировке Константина Меладзе. Достаточно ли этих козырей, чтобы сыграть, по крайней мере, шестерную игру в преферансе? А это еще не все.

Второстепенные роли — вот весомое приложение к созданию фильма как проекта, который его продюсер лепит в четырех измерениях. В свое время камео Альфреда Хичкока в каждом его произведении были только игрушкой режиссера. Но потом приглашение звезд для коротких появлений в кадре стало правилом маркетинга. 

В "Незламній" это правило имеет даже большее значение, чем в него вкладывалось: в фильме играет Виталий Линецкий — замечательный актер, характерный и самобытный, но здесь присутствует особый эмоциональный оттенок, ведь здесь он появляется едва ли не в последний раз, — прошлым летом Линецкий ушел из жизни...

Разбирая "игру", проделанную продюсерами, наталкиваешься на мысль о ежечасной украинской — удивительной — случайности. Рассчитанная на один эффект, "Незламна", похоже, даст совершенно другой и, что положительно, — хороший эффект. Который может к тому же дать важный толчок к следующему шагу Украины в мир, а мира — к Украине ("Незламна" — первый фильм, купленный компанией 20th Century Fox). 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно