Финал украинского отбора на Евровидение-2016 (где победила Джамала с песней "1944"), как и ожидалось, финалом не стал.
Это было только начало раскручиваемого по сей день маховика, в который вовлечены и артисты, и политики, и идиоты, радостно проявившие предвесеннее обострение.
Прежде напомню, что СТБ и Первый Национальный подняли просто-таки "сизифов камень" на Говерлу, устроив действительно качественное и зрелищное шоу. Полуфиналы и финал украинского Евровидения. В финальном голосовании интерес к конкурсу проявили более 300 тыс. чел. И, говорят, это настоящий рекорд для отборочных конкурсов Евровидения в Украине.
Разномастной, но все же интересной (для обывателя и музыкального наблюдателя) оказалась колода наших евроконкурсных карт. Среди которых - The HardKiss, SunSay, Brunettes Shoot Blondes, некоторые другие.
Но в азартной игре, как известно, победила Джамала. С песней, специально созданной для Евровидения-2016 - "1944".
Если произвести нехитрую арифметическую операцию, от 2016 отнять 1944, получится 72. То есть уже восьмой десяток лет тема трагедии крымскотатарского народа остается саднящей раной: и в общей истории, и в разных поколениях. Сталинский режим, истреблявший народы и нации, кровавой бороздой прошелся по судьбам, эпохам, по тем же поколениям.
Но Джамала исполнила не политическую агитку, как это послышалось глухим. И не спекулятивную однодневку, на что намекают идиоты. Ее "1944" - это белое и красное в одной композиции. Белый стих и запекшаяся кровь. Летящий голос и сдавленный крик. Память о человеческих трагедиях и мольба о мире - сегодня и всегда.
Загадочный депутат Госдумы РФ с многозначительной фамилией Деньгин (наверное, весьма подходящий персонаж для Салтыкова-Щедрина?), потеряв слух и совесть, поработал на десятках новостийных лент черным пиарщиком украинского делегата на Евровидение. Ибо заявил, что голосование было фиктивным, а песня "1944" якобы выбрана специально, причем исключительно с геополитической целью.
Тем временем в самой песне нет таких интересных слов как "Сталин", "Ленин", "Раша" или "гудбай" (а также других подобных ярких образов). "1944" - медитативная песенная лирика. Саунд, в отзвуках которого, на мой слух, - драма и отдельного человека, и целого народа, и, возможно, всей Земли.
"Когда приходят незнакомцы… Они приходят в твой дом… Они убивают вас всех и говорят: "Мы не виновны… Не виновны...". "Но где же ваш разум? Человечество плачет… Вы думаете, что вы Боги? Но все умирают… Не глотайте мою душу… Наши души…".
Это лишь фрагмент "1944" (перевод с английского и крымскотатарского). И, право, кто бы и как бы ни относился к тексту, контексту, к музыке и манере исполнения, здесь личная трагедия все-таки восходит к трагедии общечеловеческой, а не к каким-либо локальным политическим конфликтам.
Посему лишний раз напомню, что Евровидение (особенно на постсоветском пространстве) - вольный или невольный повод для маниакальных политических игрищ. Евровидение, к которому, по моим сведениям, в самой Европе относятся куда спокойнее (как к игре в игру), на постсоветском пространстве - обязательный повод предвесеннего обострения (у политиков), возвращения в детство (у скандалящих артистов). Ну и тому подобное.
"Защищать" эту песню и эту певицу, на мой взгляд, нет надобности. Хорошая композиция сама за себя ответит, какое бы место она ни заняла в Стокгольме или другом городе (можно подумать, те, кто в разные годы занимал первые места, теперь у всех на слуху?). Просто в очередной раз и певица, и песня стали катализатором, лакмусом и информповодом, который выявил известный хронический диагноз времени…
У самой Джамалы сейчас много хлопот перед Стокгольмом. Ее буквально рвут на части мировые СМИ. Тем более признателен ей за то, что нашла время для разговора.
- Джамала, как известно у многих людей очень короткая память. Даже если им талдычишь одно и то же по десять раз. Поэтому напомни тем, кто забыл, "о чем" эта песня, как она рождалась, какие частные факты и детали создали общий песенный пазл.
- История этой песни началась, когда я была еще совсем маленькой. Моя прабабушка Назылхан, которая пережила депортацию, рассказывала о тех событиях много раз. Когда советская армия вошла в Малореченское (родное село моей прабабушки и всей нашей семьи), их встречали как героев-освободителей, принимали дома, кормили, поили, пели им песни. Так продолжалось пять дней. А 18 мая рано утром всем сказали: "На сборы - 15 минут". Потом всех, просто как скот, погрузили в товарные вагоны, запечатали и повезли в Среднюю Азию. Эта тема всю жизнь не давала мне покоя. Мне казалось, что об этой трагедии забыли, никто не вспоминает о десятках тысяч крымских татар, погибших в этих поездах и потом уже в Средней Азии. Их души не упокоились. Я решила написать об этом песню где-то полтора года назад. Изначально она называлась "Душі". Текст был украинский с припевом на крымскотатарском.
Потом я решила сделать текст на английском и назвала ее "1944"...
- То и дело не унимаются эксперты и иные специалисты, пророча, что именно эту песню в Европе могут забраковать, не принять, засудить. Ввиду ее горького смысла и якобы жесткого политического подтекста. Что ты сама думаешь по этому поводу? Услышат ли Европа и мир одинокий голос человека?
- В песне нет никакого политического подтекста. Любой, кто потрудится прочитать текст, сможет в этом убедиться. Никому же не приходит в голову воспринимать фильм "Список Шиндлера" как картину с "политическим" подтекстом? Думаю, что ассоциации, возникающие у разных людей в разных странах, зависят от того, что транслируют медиа, и от мировоззрения каждого человека. Я уверена, очень многим людям в Европе близка тема моей песни "1944". Ведь многие народы пережили свои трагедии. Достаточно вспомнить о Холокосте…
- Несколько слов о технологичных аспектах номера для Евровидения. Поскольку номер, как картинка, - во многом залог успеха. Кто будет принимать участие в его постановке? Сильно ли будет отличаться эта постановка от телеверсии, которую уже видели украинские зрители в финале отбора?
- Да, думаю, будет отличаться очень сильно. По крайней мере, у нас есть такие намерения. Основным партнером по подготовке к финальной части будет канал СТБ, будем работать над номером с его командой.
- Понятное дело, подготовка к Евровидению - в первую очередь команда, которая помогает артисту. Кто сегодня рядом с тобой - плечом к плечу?
- Моя команда остается прежней - это менеджмент, работающий со мной уже шесть лет: Игорь Тарнопольский, Денис Козловский, лейбл Enjoy Records. Теперь еще подключится команда телеканала СТБ.
- Планируются ли накануне выступления в Стокгольме промотуры в других европейских городах? С понятной целью - популяризацией "1944".
- Сложно сказать, мы еще не занимались планированием этой части. Откровенно говоря, я не уверена, что это действительно необходимо. Мне кажется, это было очень важно еще 10 лет назад, но сегодня Интернет решает многие задачи.
- Твое мнение относительно очевидного политического обострения не только вокруг "1944", но и в связи с выступлением конкурента - Андрея Запорожца (SunSay), а также по поводу комментариев Русланы и активности соцсетей? Почему этот конкурс песни - чаще повод для раздора, а не для творческой консолидации?
- Я все время повторяю, что нам противопоказано проводит отборы на Евровидение. Потому что это всегда выливается в скандалы. Я не могла выдержать, когда слушала весь этот разговор с Андреем на сцене… Я сидела в гримерке и кричала от возмущения. Он не заслуживает такого обращения… Мне было ужасно неприятно… Считаю, что каждый человек должен следить за своими поступками, вместо того чтобы искать объекты для ненависти и порицания.
- На старте карьеры тебя сильно поддержал конкурс "Новая волна". Известна ли сегодня реакция Игоря Крутого на "1944"? Или, может быть, есть какая-то реакция Аллы Пугачевой, которая тебе всегда публично симпатизировала? И еще… Возможно, были за последнее время какие-либо приглашения выступить на российском ТВ? И как ты на эти предложения реагировала?
- Никто из российских коллег никак не отреагировал, по крайней мере, мне никто не писал и не звонил. Приглашения время от времени приходят. В основном с развлекательных каналов, которые хотят, чтобы я спела что-то в эфире. Последний раз мы выступали на российском ТВ в "Вечернем Урганте" осенью 2013-го.