Двадцать лет без войны

23 марта, 2012, 14:28 Распечатать

«Пектораль» стала таким себе элитарным фонариком, высвечивающим в кромешной тьме редкие растения, веточки и цветочки, тянущиеся к солнцу искусства, а не к искусственному освещению.

© lifekiev.com

Ближе к Дню театра (прогрессивное человечество отмечает его 27 марта) станут известны имена лучших в театральной «отрасли» столицы. По традиции победители получат «Киевскую Пектораль». На этот раз юбилейную, 20-ю по счету. Эта регалия, о которую разбито сто копий недовольных и восторженных, смотрится в профиль как «ровесница» Независимости. Не шуточки: двадцать лет на плаву (иногда даже в лужах), и при этом сохранен статус главной публичной профессиональной театральной награды. 

Основана «Киевская Пектораль» в 1992-м. У ее истоков стоял светлой памяти Николай Губенков. Первые церемонии в зале Театра имени Ивана Франко собирали весь цвет и свет и даже больше. Из Москвы приезжали Олег Ефремов, Роман Виктюк, Светлана Коркошко. Из Питера — Кирилл Лавров. Местные градоначальники дарили — кому часы, а кому — квартиры. На сцене пели певцы, а не писклявые существа (которых нынче за три копейки загоняют на любые гоп-мероприятия). Церемонии в том-таки «далеко» тоже были похожи на творческие акции. К делу относились серьезно и с режиссерским подходом. (Ну а то, во что выродилась впоследствии «церемониальная режиссура», даже ворчать лишний раз не хочу: давно тошно от выспренной бездарности.)

Впрочем, не гарниром, а основными блюдами, не оправой, а бриллиантами всегда ценна для нас «киевская Турандот». То есть теми действительно хорошими спектаклями, которые за двадцать лихих лет и составили историческую хронику театральной жизни столицы — в период «временного безвременья». Скажем так. Все подряд, конечно, не перечислю. Но напомню, что к событийным «пекторальным» рубежам стоит отнести, например, постановку Р.Виктюка начала 90-х на сцене Русской драмы «Дама без камелий» (на ту пору совершенство стиля, формы, актерских работ). Кто-то вспомнит в том же времени (и в том же театре) звонкий мюзикл «Кандид» в постановке Владимира Петрова, который теперь преподает в Школе-студии МХТ и, к сожалению, с Киевом оборвал навеки. Тот же период — «Белая ворона» С.Данченко у франковцев с великолепной Натальей Сумской в роли Жанны д’Арк. Даже не помню точно, получила она тогда эту премию или нет (кажется, номинировалась) — какая разница? — было событие,. Эта же премия когда-то объективно-внимательно присмотрелась и к актерским мини-шедеврам на сцене Русской драмы, созданным большой актрисой Верой Леонидовной Предаевич. Мал был золотник, да дорог: небольшие роли, а до их высоты попробуй дотянись. 

Наверное, в таком же спонтанном ряду важно не забыть замечательные спектакли «Выстрел в осеннем саду» Валерия Бильченко по мотивам А.Чехова, «История одной страсти» М.Резниковича по мотивам Г.Джеймса, «Сны по Кобзарю» В.Козьменко-Делинде по мотивам «Кобзаря»… 

В списках чемпионов «Пекторали» не один сезон значится одаренный Юра Одинокий, который на сцене Левобережной драмы «отчебучивал» порою такие постановочные номера… До сих пор эхом отдаются и «Мелкий бес», и «Женитьба». Уже позже у франковцев — его же «Братья Карамазовы». 

Естественно, все это лишь выхваченные из моей памяти отдельные блики. За двадцать-то лет десятки людей — «правых» и «левых» — стали обладателями награды. Одни — заслуженно, другие — не сильно. Потому-то однажды и наступил неизбежный рубеж, когда количество розданного (в одни руки) стало мало соответствовать качеству создаваемого (на разных сценах). «Пектораль» и переживала такие вот периоды «инфляции». Проходила она и этапы коррупции (когда в списках лауреатов вдруг возникали «труды», ранее даже в номинациях не значившиеся!).

Были и обидные заблуждения, и недосмотры («недосмотрели» в свое время сильную постановку О.Липцина по пьесе Э.Олби на Левом берегу). 

В конце концов были и разные чиновники. Достаточно пристрастно к премиальной истории относился Александр Быструшкин, сам театральный человек. Более прагматично подошла к этому же вопросу нынешний худрук культуры Киева Светлана Зорина, которая все-таки сохранила премию, хотя запросто могла сказать, как отрезать: «Дорогие ребята! В мире финансовый кризис, поэтому лавочка прикрывается!». Уже по этой причине умница, что не прикрыла.

Так что много чего было за двадцать пекторальных лет. Само «искусство театра», еще в начале 90-х гордо раздувавшее щеки от своей общественной значимости, вдруг как-то стало скисать, тушеваться, сдуваться, сдавать медийные и другие плацдармы — попсе, масскульту. Стало скромно забиваться в угол, ковыряясь пальцем в носу и чувствуя себя же бесприданницей на содержании у барина-государства. За это время высохли и мои слезы, которые раньше лил ручьями по судьбам артистов… Для которых деньги в конверте на «Пекторали» в середине 90-х иногда означали целое состояние, а уже в середине 2000-х они за эту сумму даже не плюнули бы в вашу сторону, а, задрав штаны и выпучив глаза, поскакали бы в пригород на съемки «мыла»… Оставив за собою в том или ином театре возможность выступать «на разовых». (Ненавижу в лексике современного театра именно это — «на разовых»: вроде этот «одноразовый» артист, как одноразовый презерватив, вроде для «второго раза» у него уже дыхалки не хватит… или совести.)

…Так вот, когда у многих совесть сдохла, а искусство театра в 2000-х оказалось более «автономным» и отъединенным от «окружающей среды»… Когда редкий художественный театр стал восприниматься нашим пиплом как «секта умалишенных» (и то правда, как возможно конкурировать с тоталитаризмом ныне сущих телеразвлечений?)… Так вот именно теперь «Пектораль» и обретает свое важное — не светское, а профессиональное предназначение.

Эта премия — нынче — для театральных «сектантов», для тех, кто еще способен ворожить и молиться в храме, не требуя с паствы откатов и даже не надеясь на позитивный телерепортаж на канале Коломойского.

И лучшее, на что сподобилась чудом уцелевшая регалия («мужем битая, попами пуганая, живучая!» — как сказала Марецкая в фильме «Член правительства»), это — селекция качественных сценических всходов в неурожайное время, коим и являются эти наглые, подлые, циничные (антисценичные) 2000-е. 

То есть «Пектораль» стала таким себе элитарным фонариком, высвечивающим в кромешной тьме редкие растения, веточки и цветочки, тянущиеся к солнцу искусства, а не к искусственному освещению. 

Обязательно надо заметить, что объективность людей, составляющих экспертные группы (в последние годы), ни у кого не должна вызывать сомнений. Так как практически все лучшее, что проросло у нас под солнцем Сатаны на разных огородах, замечено, поддержано, премировано…пусть и скромным денежным эквивалентом (фрикам у Пинчука платят в сто раз больше). Например, замечены — интимно-философское «Счастье» А.Билоуса в Театре на Печерске и озорной «Распутник» А.Крыжановского  там же. Прекрасные «Три сестры» Э.Митницкого в Театре драмы и комедии и последние спектакли А.Лисовца — там же. Некоторые энтузиасты-артисты из разных театров, причем это часто люди без всяких званий (не у всех же есть такие верные друзья в администрациях, как у Анатолия Анатольевича…) получают эти «Пекторали», как Паша Ангелина — орден Ленина (за рекорды на тракторе): как доказательство ненапрасности своего творческого альтруизма. 

…И хотя бы по этой причине «Пектораль» надо защищать от интриганов, от спонтанных попыток прикрыть ее, прижать или «образумить»… Премия бессмертна! И потому должна жить, не изменять себе, продолжая верстать то скорбную, то веселую хронику театральных дней нашей жизни.

*** 

Что касается недавних дней — текущих раскладов (результаты станут известны 26 марта), здесь по всему ясно: 2011-й для театрального Киева стал «русским сезоном». Сразу три лучших постановки (по версии «Пекторали») — на основе произведений большой русской классики. «На дне» М.Горького, «Месяц в деревне» И.Тургенева, «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова. (Соответственно работы представлены Театром на Подоле и Театром драмы и комедии на Левом берегу Днепра.) Скажем так, «тренд» в связи с тройкой лучших — целенаправленное желание режиссеров достучаться до очерствевших сердец современников средствами «сердечного театра». Главное — даже не режиссерская форма, а особая пронзительная (сердечная и творческая) ИНТОНАЦИЯ, которая в данном случае и отличает творчество от халтуры… А Театр от «Квартала». 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно