ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ШЕКСПИР?

17 ноября, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 17 ноября-24 ноября

В наши дни, как и в прошлые времена, люди все так же хотят знать, как же на самом деле выглядел великий драматург и поэт Уильям Шекспир...

В наши дни, как и в прошлые времена, люди все так же хотят знать, как же на самом деле выглядел великий драматург и поэт Уильям Шекспир. С XVIII века известно множество его якобы написанных с оригинала портретов, миниатюр, а также гравюр, скульптур. Однако о подлинности всех этих изображений среди ученых и любителей-шекспироведов споры никогда не прекращались. Выдвигались даже предложения эксгумировать останки писателя и по черепу восстановить черты его лица.

Два изображения, которые более других могли претендовать на подлинность, также не устраивали почитателей Шекспира. Одно - раскрашенный бюст в Стратфорде, как полагают, созданный по заказу семьи драматурга сразу после его смерти. Если верить этому изображению, Шекспир был похож скорее на самодовольного коммерсанта, чем на вдохновенного поэта. Другое - гравюра на меди Мартина Дросхаута. На ней лицо, которое из-за искаженных пропорций никак нельзя назвать красивым. Относительно всех изображений драматурга сохранялось подозрение, что они не подлинны.

Теперь, однако, специалист по Англии Хильдегард Хаммершмидт-Хуммель убеждена: «Наконец мы можем составить себе верное представление о том, как выглядел создатель «Гамлета», «Макбета», «Отелло» и «Короля Лира».

В центре доказательств Хаммершмидт-Хуммель находится так называемая «дармштадтская посмертная маска», которую в середине прошлого века один дармштадтский художник приобрел в Майнце у старьевщика. Энтузиасты не раз обследовали гипсовый слепок, пытаясь распознать черты Шекспира, но специалисты были настроены по-прежнему скептически. На обратной стороне маски стоит дата «1616». Однако и она могла оказаться фальсификацией более позднего происхождения. Но Хаммершмидт-Хуммель настаивает: «Маска подлинная и точно передает облик Шекспира». Более того, в области бровей, ресниц и усов сохранились волоски, и «тем самым мы располагаем частичками его самого».

Чтобы доказать подлинность слепка, Хаммершмидт-Хуммель сначала провела большую работу с изображениями Шекспира - известным бюстом, гравюрой Дросхаута и портретом, написанным еще при жизни драматурга. Эксперты федеральной уголовной полиции, сравнивая изображения, нашли семнадцать «морфологических совпадений» в чертах лица. Кроме того, с помощью компьютера они смогли полностью наложить друг на друга части различных изображений. Как заключают эксперты, «можно исходить из того, что все изображения с вероятностью, граничащей с уверенностью, представляют одно и то же лицо».

Самым сильным аргументом в пользу утверждения Хаммершмидт-Хуммель является один признак, на который исследователи до сих пор обращали мало внимания. На всех трех изображениях на левом веке и левом же виске заметен некий дефект, по словам исследовательницы, «характерная отличительная черта лица Шекспира, которую невозможно придумать». Такое же изменение, хотя и слабее выраженное, чем на портрете, имеется и на посмертной маске. Наряду с другими совпадениями это одно из самых убедительных доказательств того, что гипсовый слепок и в самом деле снят с лица Шекспира.

Конечно, еще остаются вопросы. Так, например, можно ли считать убедительным сравнение столь различных изображений, как посмертная маска, гравюра и живописный портрет? И пригодна ли тут техника уголовной полиции, опирающаяся на современные фотоматериалы? Ответ предстоит дать специалистам?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно