ДЕВЯТЬ ШАГОВ В СТОРОНУ ИСТОРИИ

15 ноября, 2002, 00:00 Распечатать

История притягательна, как огонь в камине, знание ее тайн и неожиданных всполохов успокаивает, давая надежду на неповторение одних и тех же ошибок...

Такие разные герои фильма —Ирина Стоцкая и Николай Захарчук
Режиссер Сергей Буковский

История притягательна, как огонь в камине, знание ее тайн и неожиданных всполохов успокаивает, давая надежду на неповторение одних и тех же ошибок. История отталкивающа, как раскаленный утюг, от которого инстинктивно отдергиваешь руку, уж слишком неприглядны некоторые ее моменты, в которые с ее участников слетает флер порядочности и человечности. История продажна, но не сама по себе, а волею стремящихся постоянно переписывать ее под себя людей. А существует ли в ней какая-то константа, пытаются разобраться в меру своих сил, таланта и дерзости отдельные смельчаки.

ХХ век был окрашен красным и черным цветом. Цветом огня и пепла, крови и тлена. Диктаторы, самое высокое количество которых пришлось на ушедшее столетие, в силу комплексов, которые всегда ими владели, во что бы то ни стало рвались к бессмертию. Вечную жизнь обеспечивало вписанное в историю имя, и они кроили ее под себя почем зря, называя это высокой политикой, подбрасывая в топку истории миллионы человеческих жизней. Революции и репрессии, партийные и национальные разборки, войны — все шло в ход.

Еще не так давно о Второй мировой, значительную роль в победе которой сыграла мощная и несчастная страна — Советский Союз, было принято говорить с однозначным трепетом. Сегодня не каждый школьник сможет внятно сказать, что это была за война, кто ее развязал и кто же, в конце концов истинный победитель. А напрасно — трепет здесь вполне уместен, потому что действительно не было семьи, которая не пострадала бы в этой страшной бойне, с каких бы позиций ни рассматривалась таящая бесконечные тайны история.

Режиссер Сергей Буковский

ТРК «Студия 1+1», презрев Его Величество Рейтинг, позволила себе и режиссеру Сергею Буковскому создание цикла, состоящего из девяти авторских документальных фильмов под названием — «Война. Украинский счет» (генеральный продюсер Александр Роднянский, исполнительный продюсер Владимир Оселедчик).

Автор и режиссер этой картины, известный украинский документалист Сергей Буковский, работы которого увенчаны многими престижными международными наградами, поступательно рассматривает, казалось бы, общеизвестные события той страшной войны, которая начала передел мира в 1939-м, заскользила на крови отступавших советских войск в 41-м, но не закончилась в победном 45-м. Потому что в украинский счет вошли и истории остарбайтеров — трагические и благополучные, и партизанское движение в Украине, и история дивизии «Галичина», и борьба Украинской Повстанческой Армии. И семнадцатилетние мальчишки, пережившие оккупацию и взятые в армию, которые освобождали Киев. Их называли «чернорубашечниками» — обмундирования не хватало, и бросали в бой необученными, без оружия. Мало кто выжил из них, некоторые попали в плен и, встретив победителей в концлагерях, прямиком отправлялись в ГУЛАГ.

Монологи украинских участников войны, по какую бы сторону определенных войной границ они ни находились, звучат необыкновенно искренно, затрагивая самые сокровенные струны души. У каждого из них своя правда, своя боль и свой счет к жизни, к стране, к власти. Закадровый текст, начитанный самим Сергеем Буковским, не давит назидательно-позиционными нотами, он толерантен и человечен. Взгляд автора, с его слов, таков: «Во времена пустословия и победных реляций большинство из них (героев картины) горько молчало… Может, потому, что их правда про ту войну — страшна, иногда жестока. Не все поймут и примут ее. Мы изложили лишь факты и стремились выяснить, что было за ними. Без них счет — неполный и правда остается полуправдой».

Пронзительная искренность фильма сохраняется и в выборе героев, и в великолепных натурных съемках (операторы Николай Мандрич и Виктор Кабаченко), и в скрупулезном подборе малоизвестных документальных кадров, и в интереснейшей музыке Игоря Лебедкина — очень настроенческой, тонко сочетающейся с аранжированными им же мелодиями того времени и песнями, исполняемыми стрелецким хором «Баян».

Несколько первых серий этого девятисерийного авторского проекта были показаны по телевидению в июне, полностью фильм зрители увидят в мае — канал «1+1» привязывает их показ ко Дню Победы. А по моему мнению, этот фильм нужно смотреть всем и везде, потому что войну внутреннюю, непримиримость позиций нельзя выиграть, можно прекратить. И в мире может соседствовать бесчисленное количество правд, не навязываемых огнем, мечом и тюрьмой, — все зависит от уровня наших знаний и нашей культуры.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно