Человека забыли...

18 ноября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №45, 18 ноября-25 ноября

Режиссеры Илона и Андрей Соколовские сняли хроникально-документальный киноочерк «Соло для «неизвестной» певицы»...

Режиссеры Илона и Андрей Соколовские сняли хроникально-документальный киноочерк «Соло для «неизвестной» певицы». Это посвящение легенде отечественной эстрады Валентине Куприной представлено на VIII международном телефоруме, который проходит в Москве. А в Киеве, видимо, так и не сдвинется с мертвой точки одиозная история, связанная с присуждением-неприсуждением звания этой известной певице….

О проблеме званий неоднократно публиковались дискуссионные материалы на страницах «ЗН». И этот случай — еще один повод для полемики, а может, и возмущения… Если с десяток здешних т.н. «звездочек», своевременно отметившихся на выборах, в одночасье стали «народными», то певица, много лет отдавшая сцене, все еще в тени, а ее «звания» — лишь память о некогда шумной славе. Да еще репертуар, который в 60—70-е был у всех на слуху.

Попробуйте выловить из своей памяти хотя бы одно громкое имя из когорты эстрадных звезд, которые некогда сверкали в сфере, как говаривали прежде, «лёгкой» музыки на нашей сцене. Эта мнемоническая манипуляция, даю гарантию, получится разве что у представителей среднего и старшего поколения, охватив лишь 60—80-е годы, когда советскую эстраду украшали Изабелла Юрьева, Капитолина Лазаренко, Гелена Великанова, Майя Кристалинская, Лидия Клемент, Лариса Мондрус. А украинскую эстраду, с выходом на всесоюзный уровень, ярко представляла Валентина Куприна.

Среди её хитов — «Червона троянда», «Квіти ромена», «Троянди на пероні», «Поїзд із Варшави». И ещё около двухсот песен, большинство из которых сохранились в «золотом фонде» фонотеки Укртелерадио. Даже теперь фонд пополнился восемью новыми произведениями в исполнении Валентины Куприной при участии вокального трио «Либідь» и джазового ансамбля Beauty Band.

Не так давно Валентина Куприна написала песни на стихи Лины Костенко «Чоловіче мій, запрягай коня» и «Пісня про Байду». Да вот беда: нет денег для оплаты аранжировщику и небольшому оркестру народных инструментов для сопровождения (не говоря уж об аренде студии звукозаписи).

А при советской власти фонограммы песен на стихи Лины Костенко нещадно размагничивались. Как и произведения, в создании которых принимали участие Леонид Вербицкий, Юрий Братолюбов, Владимир Хорунжий, Леонид Зайльдерман и другие музыканты, уехавшие на ПМЖ в США, где теперь процветают. Скажем, имя того же Владимира Хорунжего (композитора и аранжировщика) нередко встречается в титрах голливудских картин. Имя же Валентины Куприной — в «Украинской Советской Энциклопедии», справочниках типа Who is who?. С недавних пор о ней снова стали вспоминать наши и зарубежные СМИ. К сожалению, по весьма досадному поводу...

Дело в том, что Куприна, увы, даже не заслуженная артистка Украины… В разное время эту ситуацию пытались исправить Борис Олийнык, Дмитрий Гнатюк, Валерия Заклунная, Диана Петриненко, Николай Рушковский... Год назад они обратились с письмом в тогдашнюю администрацию президента Украины с требованием «за особые заслуги и весомый вклад» Валентины Ивановны присвоить ей сразу звание «народной». (Кстати, с Изабеллой Юрьевой именно так поступил Владимир Путин, удостоив её звания «Народной артистки России», хотя певица не была «заслуженной»). Прецеденты случались и у нас: «народной», не будучи «заслуженной», за роль Прони Прокоповны в спектакле «За двумя зайцами» стала Тамара Яценко, хотя, кстати, талантливейший режиссер этого хита, автор сотни успешных постановок Виктор Шулаков до сих пор только «заслуженный».

...С ходатайством о присвоении почетного звания Валентине Куприной от имени Национального Союза композиторов Украины к президенту обращался и его председатель, народный артист Украины Михаил Степаненко. И что? Документы певицы до сих пор «болтаются» в компьютерной базе данных отдела наград и геральдики уже теперешней комиссии, одноименной с упомянутым отделом. Наверно, ни президент, ни председатель комиссии Вячеслав Брюховецкий о вопиющей ситуации ничего не ведают...

Знаменательно, что с Виктором Ющенко Валентина Куприна лично общалась неоднократно. Первый раз, когда с её участием редактор радио «Промінь» Галина Бабий проводила прямой эфир и Виктору Андреевичу, тогда ещё «оппозиционеру», по причине опальности едва удалось прорваться в этот самый эфир в числе многочисленных радиослушателей, он высказал певице слова восхищения. Уже через два дня они встретились в Михайловском Золотоверхом соборе, и Ющенко опять повторил, что вырос на песнях в исполнении Валентины Ивановны, и оставил ей контактный телефон. Но Куприна так и не побеспокоила Виктора Андреевича…

Хотя дела её в тот период были неважные. За год до этого в столичном Доме актера состоялся концерт Куприной. Она пела в фортепианном сопровождении Альфреда Кухарева, бывшего аккомпаниатора Клавдии Шульженко. Тогда Куприна впервые исполнила специально переданную ей из США песню Леонида Вербицкого, посвященную памяти Клавдии Ивановны.

Уже дома Валентина Ивановна в тот же вечер упала и сломала шейку бедра. Хирург городской больницы скорой помощи, куда её доставили, «заверил» пострадавшую, что она уже никогда с постели не встанет... Повод для отчаяния, согласитесь, более чем достаточный. Но не для Куприной с её оптимизмом и жизнелюбием, которыми она в течение 50 лет концертной деятельности заряжала и публику. С мужем Владимиром они, пенсионеры (между прочим, размер пенсии гордости украинской эстрады составляет аж 354 грн.!), влезли в долги и организовали операцию по вживлению искусственного сустава.

Наверное, это уже затертая риторика, но все же…

Разве не обидно и певице, и почитателям её таланта, что наивысшими почетными званиями Украины отмечены те, кто не только не оставили следа в национальном искусстве, а попросту в нем наследили. Граждане других стран, в отличие от Валентины Куприной, здесь тоже не забыты — Киркоров, Басков, Малинин… А ведь вклад украинской певицы в искусство соседней страны тоже значителен. Она была штатной солисткой Государственного эстрадно-симфонического оркестра РСФСР под управлением Олега Лундстрема. «Со мной тогда работали квартет «Аккорд», Валентина Дворянинова, а в составе оркестра были такие джазовые авторитеты, как Георгий Гаранян, Алексей Зубов, Константин Бахолдин, Владимир Чижик, — вспоминает Валентина Ивановна. — Программу же ставил не кто-нибудь, а несравненный театральный режиссер Николай Акимов. Он же нарисовал эскизы моих сценических нарядов. Дебютировала я в составе оркестра Лундстрема на сцене московского театра «Эрмитаж». Тогда-то и начала расти моя популярность как эстрадной и джазовой певицы. Но, увы, хотелось на родину, в Украину. Как ни крути, а я ведь воспитанница хора имени Веревки, где как певица «народного плана» проработала пять лет — ещё в то время, когда коллективом руководил сам Григорий Гурьевич. Так что корни моего творчества — глубоко национальные. Когда же обреталась в Москве, в Киеве как раз был организован оркестр «Дніпро» под художественным руководством незабвенного Николая Гринько, а музыкальным — не менее талантливого Игоря Петренко. В этот коллектив меня и пригласили солисткой. Так что я с радостью вернулась в Киев, таким образом избавившись от ностальгии по Украине».

В родном Кочетке близ Чугуева Валентина Куприна окончила техникум лесного хозяйства и по распределению поехала в Голую Пристань на Херсонщине. Там, работая помощником лесничего, успела посадить 180 гектаров леса. Хотя, по известной притче, человеку, чтобы оправдать своё существование на свете, достаточно посадить одно дерево. В Государственном украинском хоре в Киеве, куда Валентину Куприну привело призвание, началось её музыкальное образование: в процессе студийной работы она освоила элементарную теорию музыки, сольфеджио. Позже долгие годы брала уроки вокала у Аллы Феодосьевны Дзюблик, ученицы знаменитой Елены Александровны Муравьёвой, у которой в свою очередь занимались, к примеру, Иван Козловский, Зоя Гайдай, Лариса Руденко. Так что Куприна прошла превосходную певческую школу.

В эстрадно-вокальном искусстве, как известно, особенно ценится узнаваемый, неповторимый тембр голоса. О вокале Валентины Куприной хорошо отозвался в «Литературной Украине» композитор Борис Буевский, ныне живущий в Бельгии. Его песни «Зоряні лілеї», «Подаруй мені весну», «Стало тихо», «Все при мені», «Два потоки з Чорногори» певица успешно интерпретировала. «Куприна обладает уникальными данными. У неё контральто, то есть низкий, чрезвычайной красоты голос, тембр которого, ярко индивидуальный, свойственен только ей, а пластичность и выразительность достигают завершенности, приобретают легкость, обворожительность, мощь…». Очевидно, именно на это свойство голоса Валентины Куприной обратили внимание режиссер Леонид Осыка и композитор Владимир Губа, пригласив солировать в сопровождении хора, органа, симфонического оркестра при озвучивании фильма «Захар Беркут», ставшего классикой украинского кинематографа. «В её голосе слышится нечто мистическое», — говорили создатели картины. Очевидно, «мистическое» — не только в ее голосе, но и в судьбе, если маршрут столь яркой кометы отечественной эстрады многим, увы, неведом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно