Недавно тихое течение жизни спокойной Полтавы нарушил мощный музыкальный взрыв. 5—6 июня там состоялась музыкальная акция «Мазепа-фест». Таким необычным образом полтавчане поминают своего знаменитого земляка.
Несмотря на то, что организаторы фестиваля ведут его генеалогию от таких знаковых сейшенов начала 90-х, как «Тарас Бульба» в Дубно и каховские «Таврийские игры», меня с самого начала не оставляло ощущение погружения в нечто подобное «Празднику воскресающего духа» с его собственной мифологией, загадочной программой и ожиданием культовых гостей. Задолго до «Мазепа-феста» ходили слухи о появлении на фестивале самых неожиданных представителей искусства современной Украины. Его основателями стали полтавский общественный деятель Николай Кульчинский, режиссер и ведущий Сергей Архипчук, музыкальный критик Александр Евтушенко. Именно им принадлежит сенсационная идея почтить память Мазепы не пафосными паломничествами, псевдонаучными заклинаниями, а рок-н-рольной молодежной акцией. Прибавим сюда удаленность Полтавы от основных украинских культурных маршрутов — получается событие, овеянное удивительным ореолом загадочности. Десятки музыкантов, журналистов и просто меломанов осуществили путешествие в эдакую terra incognita, являющуюся родиной не только Мазепы, Котляревского и Гоголя, но и великого множества культурных явлений времен независимости. Среди них немало разнообразных музыкальных групп, получивших шанс засветиться на фоне ветеранов партизанского движения, которым является украинский рок сегодня.
Фестивалю всего два года, но он успел стать одним из самых заметных музыкальных явлений украинской нестоличной жизни, которое доказывает, что провинция — явление географическое, а не ментальное. В прошлом году гостями «Мазепа-феста» были такие звездные коллективы, как «Кому Вниз» и «Плач Єремії». Сейчас фестиваль удалось расширить до двух дней, точнее — вечеров, на протяжении которых полтавская публика слушала рок на Певческом поле имени Маруси Чурай. Это позволило привлечь к фестивальной программе больше полтавской альтернативной музыки, несущей тяжелое клеймо «неформата», страдающей от невероятной «звукоизоляции» на отечественном радио и телевидении. Визуальную часть — оформление сцены и разработку символики — обеспечили художники Николай Маценко и Олег Тистол. А издание фестивального компакта, объединившего прошлую и нынешнюю фестивальную программу, станет вехой в истории полтавской музыки, поскольку произведения малоизвестных полтавских групп соседствуют в нем с такими рок-достижениями, как «Поцілунок» «Мертвого Півня», гайдамацкий «Богуслав», «Із янголом на плечі» Тараса Чубая.
Кроме того, «Мазепа-фест» этого года оказался новой моделью использования искусства в политических целях. Приближаются выборы, и каждая серьезная политическая сила будет использовать популярную музыку для пропаганды собственной идеологии. Сразу же возник вопрос, не является ли «Мазепа-фест» репетицией предвыборных музыкальных концертов. Спонсором акции был блок «Наша Украина», однако фестиваль, к счастью, не превратился в агитационное мероприятие. Прошло то время, когда рок был политическим фактором социального протеста, а Боб Марли, Джон Леннон и другие музыкальные звезды становились влиятельными общественными деятелями. Почти все сегодняшние украинские рокеры воплощают в жизнь знаковую фразу Олега Скрипки: петь о любви им хочется намного сильнее, чем выступать на политических митингах. Во время фестиваля сложилось впечатление, что другой его спонсор — Полтавский ликеро-водочный завод — играет в жизни наших музыкантов намного более важную роль, нежели все политические силы вместе взятые.
Музыкальная программа в который раз засвидетельствовала окончательную и бесповоротную победу украинского фолка над всеми иными рок-жанрами. Наших музыкантов можно понять: международная мода на этническую музыку не проходит уже много лет. Однако следование мировой конъюнктуре бывает трудно отличить от неподдельной музыкальной аутентики. Этнический рок сегодня в Украине не играют лишь очень ленивые, и Полтава — не исключение. Из чрезмерного количества полтавских дебютантов, игравших на «Мазепа-фесте», стоит запомнить коллектив «Краяни» и парня по прозвищу Їжак, чья «Лелека» имела бы все шансы стать молодежным хитом не хуже песни «Вона» Чубая-Москальца, если бы не специфические вокальные данные, необходимые для ее исполнения: под гитару у костра это не споешь. Как по мне, наибольший недостаток современного украинского рока — отсутствие таких потенциально культовых композиций, которые бы наконец вытеснили Цоя, Бутусова и прочие анахронизмы из репертуара уличных музыкантов и юношеских пьянок «под гитару». Фолк-рок здесь мало чем поможет. Впрочем, украинская этническая рок-сокровищница по сей день скрывает великое множество интересных феноменов. Один из них — винницкий «Очеретяний кіт», чье зажигательное украинское кантри не только взбудоражило несколько музыкальных фестивалей, но и пробило себе дорогу в наше кино, став саундтреком к фильму Валентина Васяновича «Проти сонця». А совсем недавние фолк-открытия «Перкалаба» и «Гайдамаки» приехали на «Мазепа-фест» уже в качестве всенародно признанных звезд. В хедлайнеры фестиваля неожиданно попал и новосозданный «Борщ» — проект непревзойденного «вэвэшника» Александра Пипы. Впрочем, выступление «Борща» на «Мазепа-фесте» доказало печальную истину: Пипа без Скрипки — все равно что борщ без сметаны. А вот другой рок-тандем — Виктор Морозов и «Мертвий Півень» — устроил один из мощнейших перформансов фестиваля, исполнив несколько песен из их совместного альбома «Афродизіяки». И здесь не обошлось без фолка — лемковской народной песни «Душко моя». Публику также заводили «Вій», «Димна суміш», «Нумер 482» и др., а из местных рок-звезд наиболее интересно выступили «Арахнофобія» и «Незвичайний так отож», уже успевшие приобрести славу за пределами Полтавщины. Изнуренные двухдневным рок-н-роллом меломаны под занавес фестиваля начали спорить, можно ли считать Ивана Мазепу основателем украинского рока. Тем временем зычный голос Сергея Архипчука призывал публику объединяться в любви к Полтаве, Мазепе и Украине.