Биеннале в Венеции: мусор Анголы и Папский престол

7 июня, 2013, 20:10 Распечатать Выпуск №20, 7 июня-14 июня

Эксперты отметили "Золотым львом" самый лучший национальный павильон, представленный Анголой. Огромный интерес вызывает экспозиция Ватикана. Украинский проект, судя по реакции строгих ценителей, тоже не пасет задних

В Венеции разгораются традиционные страсти вокруг такой же традиционной биеннале — одной из главных арт-экспозиций планеты Земля. Эксперты отметили "Золотым львом" самый лучший национальный павильон, представленный Анголой. Огромный интерес вызывает экспозиция Ватикана. Украинский проект, судя по реакции строгих ценителей, тоже не пасет задних.

55-я Венецианская арт-биеннале — Автодор современного искусства — завершила свой стартовый пробег, так называемое вернисажное превью. В это время выставку смотрят кураторы, художники, критики, галеристы. И спешат вынести свой вердикт: куда двинет в ближайшие два года contemporary-art? Потом эту же старейшую (и все еще влиятельную) арт-ярмарку с репрезентацией национальных взглядов на искусство и профессиональным кураторским видением оставляют публике. Мало что понимающей, но покорной бренду биеннале. 

В этом году самый молодой за всю историю биеннале куратор — Массимилиано Джиони — предложил осмыслить искусство как "энциклопедию знаний" и порефлексировать на тему неподъемности массива contemporary-art. 

Идея накопительства, жадности к познанию и попытки его структурировать — столь ироничная, сколь и безуспешная. Она подсказана Джиони работой итальянского эмигранта Марино Аурити, чей "Энциклопедический дворец" 1955 г. куратор нашел в Американском музее народного искусства в Нью-Йорке. 

Аурити задумал собрать под крышей "дворца съездов на Капитолийских холмах" самые значительные достижения человеческой цивилизации. Но этот утопический проект мета-музея сохранился лишь в макетном варианте. И он украшает начало кураторской экспозиции в стенах бывшего венецианского военного Арсенала. 

Музейная Венеция (к слову, вечный конкурент биеннале) прекрасно вписывается в концепцию "Энциклопедического дворца". Так, в эти дни по дороге к двум главным локациям выставки — Арсеналу и Джардини — главным препятствием была выставляемая во Дворце дожей "Олимпия" Манэ. Да и сам вердикт 2013-го по национальным проектам, многие из которых оккупируют палаццо по всему городу, подтвердил эту вечную диффузию и соперничество. 

Так, самым провокационным и удачным, по мнению жюри, оказалось вторжение в "золотую старину" дебютного павильона Анголы. Обладатель "Золотого льва" за лучший национальный проект разместил свою экспозицию, а это — стопки отпечатанных плакатов-сувениров в интерьерах ренессансной коллекции Витторио Чини. Министр связи при последнем кабинете Муссолини и один из влиятельнейших бизнесменов венецианского региона в период фашистской оккупации наравне с графом Вольпи (одним из учредителей Венецианского кинофестиваля) слыл большим ценителем искусства! 

В подобном амбициозном месте ангольские кураторы делают попытку перефокусировать зрительское внимание. От стен с Пьеро делла Франческа — на артефакты урбанистического мусора родной Луанды в серии фотографий Эдсона Шагаса "Найденное, но не тронутое". В минималистической манере Шагас поэтизирует выброшенные в пятимиллионном мегаполисе вещи. 

А тот, кому недостаточно художественных снимков, отправляется под крышу дворца Чини, чтобы дополнить впечатление небольшим экскурсом в современное ангольское искусство под патронатом тамошнего министерства культуры.

Удивителен сам факт: на биеннале премировали страну-дебютанта! Среди 10 новичков впервые принял участие в биеннале и Папский престол. Именно так нарекает себя павильон Ватикана, задавшийся целью наладить диалог между религией и искусством. 

Диалог, прямо скажем, ведется с помоста. Проект программируемо назидательный. Четыре секции работ озаглавлены, ни много ни мало — "Первопричина". Это же название носит основная интерактивная работа миланцев Studio Azzurro: огромные видеополотна с мельтешащими людьми оживают с помощью прикосновений. Вызванный теплом зрительской руки видеоперсонаж рассказывает свою историю — или вербально, или жестами. 

Вслед за этой игрой куратор павильона, по совместительству директор богатейших ватиканских музеев Антонио Паолуччи, предлагает замереть перед черно-белыми фото "Разрушения" Йозефа Куделки. 

В прологе престольного проекта — ремейки Сикстинской капеллы от римского художника Тано Феста. А в эпилоге — комната "Воссоздание" с "картинами" Лоуренса Кэрролла (самая запоминающаяся из которых — это кусок льда в стеклянной раме, растаять которому не дает встроенная холодильная система).

Биеннале не изменяет своему размаху. И, несмотря на легкую тень кризиса, здесь по-прежнему разбегаются глаза. 

В Русском павильоне, например, слепит золото "Данаи". Московский концептуалист Вадим Захаров препарирует античный миф и заливает денежным дождем (единица — "даная" с выгравированными издевательствами "любовь", "свобода", "единение", "правда"). 

Румынский проект "Нематериальная история биеннале", на мой вкус, — самый захватывающий. В совершенно пустом павильоне играется многочасовой перфоманс. Своеобразный каталог знаковых работ за более чем столетнюю историю биеннале. Пятеро актеров периодически "выходят" из толпы зрителей. Объявляют название и год выставки. И в течение нескольких минут показывают, что такое ретроспектива Модильяни в 1930-м, Джеффа Кунса — в 90-м или "Последнее восстание" группы AES+F — в Русском павильоне в 2007-м. 

Неожиданный эксперимент по обмену зданиями совершили два старых конкурента из обоймы топ-павильонов — Франция и Германия. Попытка доказать, что "не место красит", в общем-то удалась. Потому что Равель во Французском павильоне (в помпезных немецких стенах) все равно нежен и бесконечно лиричен. Таковыми в принципе и запоминаются французские проекты на биеннале. А Немецкий павильон козыряет Ай Вейвеем. Они всегда на стороне уязвленных. 

Одна из сильных (в прямом смысле) — звуковая инсталляция в Польском павильоне, для которой при входе выдают беруши. Звон двух самодельных колоколов с максимальным умножением вибраций включает в процесс восприятия, прежде всего, тело, проверяя такой музыкальной дисгармонией теории бесконечной физики Джулиана Барбура. 

Сложности концептов порой опрокидываются совершенной наивностью национальных репрезентаций. По-своему, этот треш выглядит милым. Когда, например, Египет в своем здании рисует на стенах наскальную живопись и выставляет позолоченные модернизированные саркофаги. 

Можно порадоваться, что Украинский павильон избежал подобной порочной идентификации. Хотя бы в самой экспозиции. Но открытие проекта "Памятник памятнику" на одной из самых шумных площадей (перед мостом Академии) все равно не обошлось без венков и шаровар. Впрочем, этот фолк-флер, как и беспорядочная организация павильона (несвоевременная доставка материалов, доводившая художников до стрессов) — на совести чиновников украинского Минкульта. Иначе, видимо, там свою деятельность и не мыслят, полагая, что осчастливили молодых в главном — делегировали их в Венецию. 

Украинские работы большей частью уже известны отечественной публике. Но их присутствие на биеннале дает повод без смущения приглашать гостей в родной павильон. Это заглавный проект Жанны Кадыровой "Памятник памятнику" — монумент с кафельной "простыней", ждущий "открытия", который стал частью городской среды Шаргорода. Для биеннале Жанна сделала видеодокументацию жизни своей работы. И упаковала ее в голографической инсталляции. 

Тему памятника подхватывает видео Николая Ридного, задокументировавшего снос советской скульптуры в Харькове. 

А вот работы Гамлета Зинковского — знаменитые портреты в спичечных коробках и шариковые рисунки серии "Наедине с собой" — выбиваются из общего контекста павильона. Они все-таки больше вписаны в лейтмотив "Энциклопедического дворца". Так или иначе, но украинский след на 55-й биеннале оказался законченным.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно