В Венеции разгораются традиционные страсти вокруг такой же традиционной биеннале - одной из главных арт-экспозиций планеты Земля. Эксперты отметили "Золотым львом" самый лучший национальный павильон, представленный Анголой. Огромный интерес вызывает экспозиция Ватикана. Украинский проект, судя по реакции строгих ценителей, тоже не пасет задних.
55-я Венецианская арт-биеннале - Автодор современного искусства - завершила свой стартовый пробег, так называемое вернисажное превью. В это время выставку смотрят кураторы, художники, критики, галеристы. И спешат вынести свой вердикт: куда двинет в ближайшие два года contemporary-art? Потом эту же старейшую (и все еще влиятельную) арт-ярмарку с репрезентацией национальных взглядов на искусство и профессиональным кураторским видением оставляют публике. Мало что понимающей, но покорной бренду биеннале.
В этом году самый молодой за всю историю биеннале куратор - Массимилиано Джиони - предложил осмыслить искусство как "энциклопедию знаний" и порефлексировать на тему неподъемности массива contemporary-art.
Идея накопительства, жадности к познанию и попытки его структурировать - столь ироничная, сколь и безуспешная. Она подсказана Джиони работой итальянского эмигранта Марино Аурити, чей "Энциклопедический дворец" 1955 г. куратор нашел в Американском музее народного искусства в Нью-Йорке.
Аурити задумал собрать под крышей "дворца съездов на Капитолийских холмах" самые значительные достижения человеческой цивилизации. Но этот утопический проект мета-музея сохранился лишь в макетном варианте. И он украшает начало кураторской экспозиции в стенах бывшего венецианского военного Арсенала.
Музейная Венеция (к слову, вечный конкурент биеннале) прекрасно вписывается в концепцию "Энциклопедического дворца". Так, в эти дни по дороге к двум главным локациям выставки - Арсеналу и Джардини - главным препятствием была выставляемая во Дворце дожей "Олимпия" Манэ. Да и сам вердикт 2013-го по национальным проектам, многие из которых оккупируют палаццо по всему городу, подтвердил эту вечную диффузию и соперничество.
Так, самым провокационным и удачным, по мнению жюри, оказалось вторжение в "золотую старину" дебютного павильона Анголы. Обладатель "Золотого льва" за лучший национальный проект разместил свою экспозицию, а это - стопки отпечатанных плакатов-сувениров в интерьерах ренессансной коллекции Витторио Чини. Министр связи при последнем кабинете Муссолини и один из влиятельнейших бизнесменов венецианского региона в период фашистской оккупации наравне с графом Вольпи (одним из учредителей Венецианского кинофестиваля) слыл большим ценителем искусства!
В подобном амбициозном месте ангольские кураторы делают попытку перефокусировать зрительское внимание. От стен с Пьеро делла Франческа - на артефакты урбанистического мусора родной Луанды в серии фотографий Эдсона Шагаса "Найденное, но не тронутое". В минималистической манере Шагас поэтизирует выброшенные в пятимиллионном мегаполисе вещи.
А тот, кому недостаточно художественных снимков, отправляется под крышу дворца Чини, чтобы дополнить впечатление небольшим экскурсом в современное ангольское искусство под патронатом тамошнего министерства культуры.
Удивителен сам факт: на биеннале премировали страну-дебютанта! Среди 10 новичков впервые принял участие в биеннале и Папский престол. Именно так нарекает себя павильон Ватикана, задавшийся целью наладить диалог между религией и искусством.
Диалог, прямо скажем, ведется с помоста. Проект программируемо назидательный. Четыре секции работ озаглавлены, ни много ни мало - "Первопричина". Это же название носит основная интерактивная работа миланцев Studio Azzurro: огромные видеополотна с мельтешащими людьми оживают с помощью прикосновений. Вызванный теплом зрительской руки видеоперсонаж рассказывает свою историю - или вербально, или жестами.
Вслед за этой игрой куратор павильона, по совместительству директор богатейших ватиканских музеев Антонио Паолуччи, предлагает замереть перед черно-белыми фото "Разрушения" Йозефа Куделки.
В прологе престольного проекта - ремейки Сикстинской капеллы от римского художника Тано Феста. А в эпилоге - комната "Воссоздание" с "картинами" Лоуренса Кэрролла (самая запоминающаяся из которых - это кусок льда в стеклянной раме, растаять которому не дает встроенная холодильная система).
Биеннале не изменяет своему размаху. И, несмотря на легкую тень кризиса, здесь по-прежнему разбегаются глаза.
В Русском павильоне, например, слепит золото "Данаи". Московский концептуалист Вадим Захаров препарирует античный миф и заливает денежным дождем (единица - "даная" с выгравированными издевательствами "любовь", "свобода", "единение", "правда").
Румынский проект "Нематериальная история биеннале", на мой вкус, - самый захватывающий. В совершенно пустом павильоне играется многочасовой перфоманс. Своеобразный каталог знаковых работ за более чем столетнюю историю биеннале. Пятеро актеров периодически "выходят" из толпы зрителей. Объявляют название и год выставки. И в течение нескольких минут показывают, что такое ретроспектива Модильяни в 1930-м, Джеффа Кунса - в 90-м или "Последнее восстание" группы AES+F - в Русском павильоне в 2007-м.
Неожиданный эксперимент по обмену зданиями совершили два старых конкурента из обоймы топ-павильонов - Франция и Германия. Попытка доказать, что "не место красит", в общем-то удалась. Потому что Равель во Французском павильоне (в помпезных немецких стенах) все равно нежен и бесконечно лиричен. Таковыми в принципе и запоминаются французские проекты на биеннале. А Немецкий павильон козыряет Ай Вейвеем. Они всегда на стороне уязвленных.
Одна из сильных (в прямом смысле) - звуковая инсталляция в Польском павильоне, для которой при входе выдают беруши. Звон двух самодельных колоколов с максимальным умножением вибраций включает в процесс восприятия, прежде всего, тело, проверяя такой музыкальной дисгармонией теории бесконечной физики Джулиана Барбура.
Сложности концептов порой опрокидываются совершенной наивностью национальных репрезентаций. По-своему, этот треш выглядит милым. Когда, например, Египет в своем здании рисует на стенах наскальную живопись и выставляет позолоченные модернизированные саркофаги.
Можно порадоваться, что Украинский павильон избежал подобной порочной идентификации. Хотя бы в самой экспозиции. Но открытие проекта "Памятник памятнику" на одной из самых шумных площадей (перед мостом Академии) все равно не обошлось без венков и шаровар. Впрочем, этот фолк-флер, как и беспорядочная организация павильона (несвоевременная доставка материалов, доводившая художников до стрессов) - на совести чиновников украинского Минкульта. Иначе, видимо, там свою деятельность и не мыслят, полагая, что осчастливили молодых в главном - делегировали их в Венецию.
Украинские работы большей частью уже известны отечественной публике. Но их присутствие на биеннале дает повод без смущения приглашать гостей в родной павильон. Это заглавный проект Жанны Кадыровой "Памятник памятнику" - монумент с кафельной "простыней", ждущий "открытия", который стал частью городской среды Шаргорода. Для биеннале Жанна сделала видеодокументацию жизни своей работы. И упаковала ее в голографической инсталляции.
Тему памятника подхватывает видео Николая Ридного, задокументировавшего снос советской скульптуры в Харькове.
А вот работы Гамлета Зинковского - знаменитые портреты в спичечных коробках и шариковые рисунки серии "Наедине с собой" - выбиваются из общего контекста павильона. Они все-таки больше вписаны в лейтмотив "Энциклопедического дворца". Так или иначе, но украинский след на 55-й биеннале оказался законченным.